В Азербайджане появятся 230 тысяч политических беженцев?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"В Азербайджане более 230 тысяч потенциальных политических беженцев", - заявил вчера "Эхо" депутат Милли Меджлиса Захид Орудж. Народный избранник подразумевает азербайджанцев, выдворенных из Армении начиная с 1988 года. Парламентарий уверен, что все азербайджанцы, вынужденные покинуть соседнюю страну, стали жертвами политического преследования и поэтому "все они должны получить статус политического беженеца".
Орудж сожалеет, что до сих пор до конца не проработана законодательная база страны, касающаяся статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Введение в закон "О беженцах" дополнительной конкретики, касающейся статуса "политических беженцев", стало бы шагом вперед. По словам парламентария, практически все азербайджанцы из Армении бежали из соседнего государства по причине дискриминации, национальной неприязни. А это явилось итогом планомерной политики по депортации наших соплеменников.
Народный избранник напоминает, что на заре армяно-азербайджанского конфликта многие армяне, жившие в Азербайджане, уехали не на историческую родину, а в различные страны Европы и получили именно такой статус - политический беженец. По словам парламентария, с политической точки зрения новый статус принесет нашей стране дивиденды на международной арене.
Захид Орудж считает, что в скором времени можно будет попытаться воплотить это начинание в жизнь. Депутат уверен, что в борьбе с Арменией за Карабах это нововведение принесет нашей стране только положительные очки.
По его словам, на данный момент в стране более 230 тысяч потенциальных политических беженцев - переселенцев из Армении. Придание всем этим беженцам статуса "политических", по словам парламентария, вопрос ближайшего будущего. "Нам следует изучить мировую практику и приступить к обсуждению закона".
З.Орудж понимает, что такое введение повлечет за собой определенные госзатраты. "Но это не значит, что мы должны отказаться от этой идеи", - отмечает он. По словам парламентария, придание сотням тысяч азербайджанцам подобного статуса сделает позицию нашей страны более весомой.
При этом Орудж предупреждает, что упорядочение порядка получения статуса беженца, и в особенности политического, не должно повлечь за собой массовый поток новых беженцев на территорию Азербайджана из-за рубежа. По его словам, наша страна и так переживает гуманитарную катастрофу из-за своих вынужденных пересенцев.
Каждая новая приехавшая группа беженцев занимает какую-то нишу и со временем начинает требовать для себя больших благ. В этом плане, по словам З.Оруджа, отличается группа чеченских беженцев, которая в свое время активно требовала для себя дополнительных прав.
С другой стороны, Азербайджан присоединился к различным международным конвенциям, касающимся предоставления статуса беженцев. "Но всякий, кто въезжает в нашу страну, должен приносить пользу, а не вред", - отмечает парламентарий. Он особо подчеркивает, что существуют случаи, когда определенные лица приобретают статус беженца в нашей стране и затем выезжают в третьи государства. По его словам, внося изменения в законодательство, следует учесть и такие моменты.
Несколько иного мнения придерживается коллега З.Оруджа, депутат ММ от правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде. По его словам, лица азербайджанской национальности были выдворены из Армении в результате этнических чисток. Введение в наш обиход новой терминологии в отношении беженцев из Армении может запутать позицию государства на мировой арене.
За скорейшее придание беженцам из Армении статуса "политических беженцев" выступает и председатель общества "Агрыдаг" Нураддин Мустафаев. Отметим, что благотворительная организация "Агрыдаг", объединяет в основном беженцев-выходцев из Армении. "Давно уже следовало бы принять такой статус", - подчеркивает лидер движения. По его словам, те кто рассматривает судьбы беженцев вне политического контекста, не правы.
"Вся история выдворения азербайджанцев из Армении - чистейшей воды политика". Правда, у главы движения есть и беспокойство. По его словам, несколько лет назад также говорилось об особом статусе беженцев-выходцев из Армении, но тогда "нас таким образом хотели лишить избирательного права". Представитель движения опасается повторения подобной ситуации. "А во всем остальном мы полностью за!".
Главное, по словам главы общества, чтобы стороны не ограничивались заявлениями, а на деле реализовали задуманное.
В свою очередь директор Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов советует не путать статус беженца с понятием политический беженец. По его словам, ни в одной из стран мира, будь то Нидерланды, Германия и т.д., официально статус "политический беженец" не выдается. "Людям дают просто убежище (asylim)", - подчеркивает правозащитник. По словам Зейналова, все страны мира, присоединившееся к конвенции 1951 года о беженцах, должны предоставлять убежище. И совсем иной вопрос, на какой основе оно предоставляется.
Правозащитник отмечает, что понятие "политическое убежище" осталось с советских времен. Тогда его мог получить даже террорист, "конечно же, в случае, если он был коммунистом". По словам правозащитника, получение статуса беженца означает предоставление человеку гарантий безопасности в стране пребывания. В качестве примера правозащитник приводит бывшего президента Азербайджана Аяза Муталибова.
"Он получил в России убежище от политических преследований в Азербайджане", - подчеркивает глава ПЦА. По словам Зейналова, ряд граждан Ирана, по происхождению азербайджанцы, получили убежище в нашей стране. Правда, их не много, в советское время таких было больше. "Они являлись представителями Азербайджанской демократической партии, которая фактически являлась Коммунистической партией Ирана. Но ближе ко времени обретения независимости большая часть этих людей предпочла покинуть пределы Советского Союза. Некоторые из них все же остались и теперь попали в очень сложное положение".
Зейналов отмечает, что в последние годы Азербайджан практически не предоставляет убежище по политическим мотивам. "Одно дело быть частью большого Советского государства и совсем иное быть независимым, но маленьким государством и остаться один на один с Исламской Руспубликов Иран", - разъясняет правозащитник. Похожая ситуация, по словам правозащитника, складывается и с чеченцами, которым очень сложно получить статус беженца - здесь есть фактор России.
При предоставлении политического убежища гражданам зарубежных стран де-юре не выдавались документы беженца, но де-факто им позволялось жить в нашей стране. Подобные случаи, по словам правозащитника, в Азербайджане наблюдались еще во времена покойного президента Абульфаза Эльчибея, когда в страну прибыло значительное количество граждан Ирана азербайджанского происхождения. Сейчас, по словам правозащитника, ситуация иная.
"Власти Азербайджана сто раз подумают, прежде чем явно продемонстрировать, что где-то в соседних государствах есть политическое преследование", - подчеркивает правозащитник и еще раз добавляет, что "де-юре" у нас в стране есть база для предоставления "политического убежища".
Введение дополнений на законодательном уровне и упорядочение процедуры получения статуса политического беженца, по словам правозащитника, может обернуться проблемой для многих чеченцев или азербайджанцев, прибывших в нашу страну из Ирана. К тому же, по словам правозащитника, получить этот статус будет весьма сложно. "К примеру, хотели бы получить такой статус туркменские оппозиционеры, но наши власти не захотят портить отношения с туркменбаши".
В свое время статус хотела получить вдова Джохара Дудаева Алла Дудаева, но, по словам правозащитника, ей это не удалось и она вынуждена была уехать.
С.Рзаев, Н.Алиев
Опубликовано 8 января 2005 года