Дочь Ахмата Кадырова освобождали 1700 бойцов спецназа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На днях прокурорская проверка в Дагестане поставила точку в этом нашумевшем деле. Напомним, неделю назад различные СМИ поведали миру историю о том, как в Дагестане местные милиционеры арестовали сестру Героя России Рамзана Кадырова Зулай. При задержании ей якобы сломали руку. Приехавшие на выручку чеченские спецназовцы едва ли не с боем отбили женщину. Прокуратуры Хасавюрта и Новолакского района возбудили уголовное дело в отношении сотрудников службы безопасности ЧР по статье 318 - применение насилия в отношении представителя власти. МВД Чечни не согласно с такой постановкой. Чтобы разобраться в этой истории, корреспондент "КП" проделал путь из столицы Чечни до отдела милиции Хасавюрта, где и произошли те загадочные события.
Грозный. Версии кафе на проспекте Победы
Вечер в Грозном. Рано утром мне выезжать в сторону границы с Дагестаном - по следам отряда кадыровских мстителей.
- Ты пока с народом поговори, - советует знакомый, - в кафе посиди, хинкали покушай, к себе расположи. Люди тебе все и расскажут. Здесь же все знают, как ОН с ними разобрался.
На руинах, которые когда-то были пятиэтажкой, вывеска "Разлевное пиво". Под "разлевное" разговор быстро принимает нужный оборот.
- Зря они так с сестрой Рамзана... - Угостив соседей по "залу" фисташками, приступаю к делу.
- Конечно, зря! - сразу отзываются они. - Где это видано, чтобы мужчина женщине руку сломал.
- Правда, что ли, сломал?
- А то! Мы вообще каждый раз рискуем, выезжая из Чечни, - говорит таксист Мага. - Останавливают шайтаны только нас. Поборы достали.
- Шайтаны - это гаишники? - догадываюсь.
- А кто же они еще?!
- А сестру-то за что задержали?
- Ну что ты, не понимаешь? - Мага начинает кипятиться от моей наивности. - У нее пистолет был, "стечкин". На их семью "шайтаны" охотятся.
- Гаишники?
- Да при чем тут гаишники! - бьет ребром ладони по столу Мага. - Ваххабиты. Ее гаишник до этого остановил, она ему 200 баксов дала. А сейчас он "штуку" захотел.
Пока я пытаюсь осмыслить многообразие значений слова "шайтан", в разговор вступает сидящий за соседним столом строитель Муслим:
- Все не так! Просто у нее в этот раз два "стечкина" было. Вот шайтан больше и запросил. А как ей без оружия?
- А с рукой у нее что? - вывожу разговор на столбовую дорогу.
- Как что? - выпучивает на меня глаза Мага. - Шайтан рассердился и решил задержать ее с охранниками, она в машину садится, а шакал ей дверью - бац. - Мага громко хлопает в ладоши. - А она руку не успела убрать.
- Шакал - тоже гаишник?
- Ну, а кто он же он по жизни, если целую "штуку" требует?!
- И что дальше?
- А что бы ты предпринял дальше? Ну серьезно? Вот твою сестру так прессанули, ты бы не гневался? Короче, Рамзан собрал 3000 бойцов и поехал на ста машинах разбираться. Отмудохали весь отдел, стекла побили, компьютеры.
- 3000 человек в сотне машин?
- Они же на "КамАЗах" поехали, - с жалостью смотрит на меня таксист.
Уже поздно вечером делюсь впечатлениями с начальником штаба ОМОН при МВД Чеченской Республики Бувади Дахиевым.
- Они тебе много расскажут, - смеется он. - Ты еще услышишь, что она на бэтээре ехала с двумя гранатометами.
И действительно услышу.
Гудермес. Версия продавщицы Сациты
Утро. Еду в сторону границы с Дагестаном. Путь лежит через Гудермес. Между плакатом "Малому и среднему бизнесу в Чеченской Республике быть!" и щитом "Остерегайтесь мин! Выбирайте безопасные дороги!" девушка толкает детскую коляску.
Отсюда и стартовала, по версии моих грозненских собеседников, колонна из ста "КамАЗов".
Останавливаемся на придорожном рынке.
- Да-да, проезжали здесь кадыровцы, - припоминает продавщица Сацита. - Но не сто машин. Может, 50 - 60, но никак не 100. А вообще они тут каждый день проезжают. Рамзан же с работы домой в Центорой ездит.
- А кто тебе сказал, что они на "КамАЗах" были? - тут же реагирует стоящий рядом мужик, под курткой которого угадывается кобура. - Там всего несколько грузовиков было, а в основном джипы - "Брабусы" да "Хаммеры". Они до Хасика (Хасавюрт. - Авт.) минут за 20 домчались, на помощь сестре спешили.
Дагестан. Версия блокпостов
До границы - не больше получаса езды по прямой дороге, но блокпосты с бетонными "змейками" и невероятно пузатыми "лежачими полицейскими" увеличивают это время вдвое. Как же колотились на этих трамплинах дорогущие внедорожники, спешившие на выручку покалеченной дочери экс-президента Чечни...
Впереди, за мостом, замаячил пост "Герзель".
- Наглые эти кадыровцы, - неохотно цедят слова бойцы на КПП. - У них там война идет, все понятно, но к нам-то зачем с оружием приезжать? И ладно, если бы документы были в порядке. Вот, любуйтесь!
Передо мной выкладывают дюжину ксерокопий удостоверений сотрудников кадыровской службы безопасности. Все разные! На одной из "корочек" печать закрывает пол-лица.
- Сильно они в тот день пошухерили?
- Да разве это первый раз? Проезжают на понтах: "Эсбе едет, пропускай!" Для них нам удостоверение показать - как оскорбление.
С визгом рядом тормозит серебристая "десятка". Мой собеседник, вскинув автомат, подходит к машине.
- Служба безопасности, - раздается оттуда.
- Документики можно ваши посмотреть?
- Да сколько раз ты их будешь смотреть, каждый раз смотришь!
- Будьте добры, документы.
- Что ты заладил, есть документы. - В окошко высовывается документ.
- Боевое распоряжение у вас есть? Если нет, с оружием не пропущу.
- Как не пропустишь? Мы всего на пять минут заехали. В магазин зайти.
- Оставьте машину с оружием здесь, мы покараулим, и идите в магазин. Иначе будем задерживать.
Люди из "десятки" неохотно подчиняются.
- А ГОВД-то сильно они разнесли? - возвращаюсь к прерванному разговору.
- Да ничего они там не разнесли, - неожиданно говорит боец. - Езжайте, сами посмотрите.
Хасавюрт. Версия придорожного кафе
Здание городского отдела внутренних дел Хасавюрта стоит в узенькой улочке. Здесь не то что "КамАЗ", "Запорожец" с трудом развернется.
Окидываю взглядом отдел - стекла целы, следов нашествия не видно.
- Начальника еще нет, - говорят мне на КПП. - Посидите пока в кафе.
Сижу. Слушаю. В этом кафе и спрашивать ничего не надо: вторую неделю конфликт в горотделе - главная тема для обсуждения.
- Приехали они вооруженные до зубов - пистолет здесь, пистолет там, автомат на правом плече, гранатомет на левом, кинжал с этой стороны, ножик - с другой. В разгрузках по 16 рожков автоматных, - вспоминает мой собеседник Али. - Сейчас над нами весь Дагестан смеется. - Он с горечью цедит пиво. - Профукали город, дали им пройти. Если бы знать заранее, мы бы их сюда не пустили. Тысяч пять ополченцев встали бы с оружием.
- А почему ополченцев? - удивляюсь я. - А милиция на что?
- Наши менты только сами себя и охраняют, - слышу в ответ. - Да и что они могут - у кадыровцев такие полномочия.
- А все-таки почему задержали сестру Рамзана Кадырова? - У меня впечатление, что эта сторона конфликта меньше всего интересует моих собеседников.
- Да провокация это была, - снисходительно объясняют мне. - У нас мэр на ножах с начальником милиции. А Рамзан накануне приезжал в Хасавюрт к своему названому брату. Вот, наверное, тогда и договорились проучить мента, чтобы он мэру подчинялся.
После этого встреча с начальником милиции становится жизненно необходимой.
Но есть одно "но": за последние годы он не принял ни одного журналиста.
Снова подходим к отделу.
- Начальник на месте, но вас не примет.
Мой сопровождающий вытаскивает мобильник и начинает звонить по родственникам.
- Ты начальника знаешь ГОВД хасавюртовского? Поговори с ним за нас. Чей он племянник? Да ты что, это же мой хороший друг. Скажи ему, что друзья его дяди, свои люди, не обидим.
Через 15 минут нас приглашают внутрь.
Айтемир Салимгереев.
Хасавюрт. Версия начальника милиции
- Вы уж не обижайтесь, - приветливо обнимает нас подполковник Айтемир Салимгереев. - Просто журналистам скажешь одно, они совсем другое напишут. Я вас прошу, не искажайте.
Я и не искажаю. Цитирую по диктофонной записи:
- В тот день у нас была коллегия МВД в Махачкале, подводили итоги за 2004 год. После 14.00 меня пригласили в дежурную часть к телефону. Звонили из приемной Нургалиева (министр МВД России. - Авт.), мол, мои сотрудники задержали сестру Кадырова. (Айтемир Салимгереев изображает глубокое удивление.) Я позвонил в Хасавюрт, оказалось, что задержали двух охранников, у одного из них не было соответствующих документов. С ними была сестра Рамзана. Я приказал немедленно извиниться и всех отпустить.
Сотрудники их, естественно, отпускают, но сестра Рамзана не уходит. Легла в дежурке, сказала, что ей плохо, попросила вызвать "Скорую". Приехал заместитель министра МВД Чечни Гамзат Хусейнов (Айтемир Салимгереев многозначительно поднимает палец вверх), говорит ей: "Пойдем". Она не идет. Приехала ее мать, говорит: "Пойдем, дочка". Она говорит: "Не пойду, пока Рамзан не приедет".
Позже приехал сам Рамзан Кадыров, с ним человек 250, оцепили отдел. У нас к отделу на машинах подъезд запрещен, метрах в ста шлагбаум. Там милиционер мой молодой стоял. Он сказал: "На машинах никто не заедет сюда, только пешком". Они вытащили гранатометы, автоматы, все что можно направили на него. Он передернул затвор (Айтемир Салимгереев показывает, как именно), сказал: "Я умру здесь, но с собой кого-то заберу из ваших. Только пешком зайдете".
Прошли только Кадыров и Хусейнов, подошли к КПП, ребята их запустили. А за ними врываются человек восемь еще, один из них бьет прикладом сотрудника на КПП. Тот успел закрыть дверь, а кадыровцы забежали во двор и растерялись. У меня ребята уже взяли круговую оборону, в каждом окне пулеметчики стояли.
В итоге одну машину наши все-таки пропустили, Кадыров забрал сестру и уехал. В это время наш следователь подходил к отделу, а его не пропускают кадыровцы. Он говорит, мол, на работу иду. Кто-то его прикладом автомата по спине ударил. Он тут же развернулся, кулаком в ответ вмазал и сказал: "Если вы мужчины, любой из вас, выходи один на один! С любым сражусь!" (Айтемир Салимгереев изображает боксерскую стойку.) Никто не вышел.
Потом мы выяснили, что, когда сестра позвонила Рамзану, там собрались около 1700 человек в полной боевой выкладке, сели в шесть грузовых машин. Подъехали к "Герзелю", там ребята стоят из Костромы. Кадыровцы избили их, открыли все шлагбаумы, поехали дальше - в Хасавюрт. По дороге еще один пост - "Степной-2", сотрудники ГАИ его закрыли. Те подъехали, начали палить в воздух, кого-то опять ударили и поехали дальше. Причем по дороге свои посты выставляли. В итоге до ГОВД как раз около 250 человек и доехали. У меня вокруг отдела посты стоят, так они вокруг них свои выставили. Зачем? А если бы у кого-то нервы сдали?
- А с рукой-то у сестры что? - задаю главный вопрос.
- Да не ломал ей никто руку, Рамзан же сам сказал, что с рукой все в порядке. Просто кто-то сгоряча брякнул, чтобы обострить ситуацию. И компьютеры никто не ломал.
- И еще, ребята, не пишите, что это был захват, - неожиданно завершает свой страстный монолог начальник милиции.
Грозный. Версия Рамзана Кадырова
Когда-то на спецмероприятиях в горах к нему можно было подойти и по-свойски сказать:
- Ассаламу алайкум, Рамзан!
И он тебе также радушно ответит:
- Ваалейкум ассалам, ты кто такой?
Представишься, и он как на духу расскажет, как гоняются они за "шайтанами" по горам и налаживают мирную жизнь.
Сейчас ситуация иная. Сын погибшего президента республики Ахмата-Хаджи Кадырова вырос из облаченного в горный камуфляж и разгрузку бойца в политика: брюки, кожаный пиджак. Теперь к нему не подступишься.
В назначенный для встречи час подхожу к Дому правительства Чеченской Республики. В пресс-службе огорчают: ввиду сильной занятости встретиться с первым вице-премьером не представляется возможным. Рамзан с президентом открывают новое построенное здание. В ближайшие дни планируется встреча Кадырова-младшего с долгожителями республики...
Оставляю заранее подготовленный вопросник.
- Ответы вышлем по факсу, - обещают мне.
Ответы так и не прислали. Из официальных же заявлений Кадырова-младшего следует, что сам Рамзан в Хасавюрт не выезжал, с его сестрой и ее охранниками дагестанские милиционеры поступили правильно: "Такие действия сотрудников правоохранительных органов надо поощрять". А информацию о захвате хасавюртовского ГОВД Кадыров назвал "попыткой стравить братские народы Чечни и Дагестана".
История банальна и всплыла только потому, что в ней фигурируют известные фамилии. Масла в огонь подлил и кавказский менталитет, благодаря которому рождаются небывалые легенды. Однако за всей этой историей отошла на второй план сама Чечня, где, что бы ни заявляли политики, продолжается война. И приобретает она новые формы. Уже невозможно предсказать, где полыхнет сегодня или завтра.
А вдруг у одной из сторон не выдержали бы нервы? В Дагестане до сих пор держат зуб на соседей за басаевский рейд 99-го года. И подобные выходки со стороны кадыровцев принимают близко к сердцу. А если бы это были не кадыровцы, а боевики с "липовыми" удостоверениями?
В июне прошлого года власти и правоохранительные органы Ингушетии долго удивлялись, как отряд Басаева из двухсот человек зашел в Назрань, несколько часов держал город под контролем, расстреляв более сотни милиционеров и чекистов... И безнаказанно ушел, прихватив арсенал оружия. А так ли это сложно? Случай в Хасавюрте показал, что не очень, и вскрыл неспособность властей на местах обеспечить безопасность в приграничных с Чечней районах.
В Дагестане закончилась прокурорская проверка, возбуждено уголовное дело. Однако никто не проверяет законность выезда сотрудников службы безопасности за пределы Чеченской Республики с оружием. Пусть даже их было не 1700 человек, а "всего" 200. Этого количества хватило в прошлом году для захвата столицы Ингушетии. А от Хасавюрта до Махачкалы чуть больше часа быстрой езды...
Александр Игорев
Опубликовано 26 января 2004 года