Прокуратура требует отменить траурный митинг
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера в Черкесске впервые за последние недели было тихо: родственники семи расстрелянных предпринимателей после похорон погрузились в траур. Они не отреагировали на назначение нового и. о. прокурора, судебные тяжбы по поводу траурного митинга, назначенного на 26 ноября, и даже на снижение уровня боеготовности частей МВД, стянутых в Карачаево-Черкесию со всего Кавказа. Сами представители спецслужб вчера предпочитали не вспоминать о том, что в конце прошлой недели объясняли ужесточение режима нашествием международных террористов, готовящих теракты в КЧР.
Вчера генпрокурор РФ Владимир Устинов подписал приказ, которым и. о. прокурора КЧР была назначена первый заместитель прокурора республики, государственный советник юстиции третьего класса Зульфа Боташева, проработавшая в прокуратуре 23 года. Напомним, что прокурор КЧР Владимир Ганночка оказался единственным силовиком, подавшим в отставку по требованию родственников погибших предпринимателей.
Вчера же в здании Черкесского горсуда прошло предварительное слушание по иску прокурора города Галины Станкевич к мэрии. Прокурор Станкевич сочла неправомерным постановление мэра Михаила Якуша о разрешении пикетирования Дома правительства КЧР 19 ноября 2004 года родственниками семи убитых жителей республики.
Представлявший на суде интересы мэрии юрист Ирина Югай накануне заседания выразила сомнения по поводу целесообразности рассмотрения этого иска: "Какой смысл обсуждать, имели ли право заинтересованные лица проводить пикет 19 ноября, если сегодня уже 23 ноября? В данном случае было бы логично отказаться от иска".
Против ожиданий госпожи Югай вчера прокуратура выступила с новым иском. На этот раз она сочла неправомерным постановление Михаила Якуша #5867 от 19 ноября о разрешении проведения 26 ноября траурного митинга на центральной площади у Дома правительства все тем же заявителям — родственникам убитых.
Сотрудник горпрокуратуры Серажудин Джамбулатов мотивировал иск так: "Заявители митинга ставят своей целью привлечь общественное внимание к совершенному преступлению. По нашему мнению, внимания привлечено уже достаточно: только в КЧР вышло около 100 сюжетов по телевидению и 80 — по радио, посвященных этим трагическим событиям. Кроме того, за проведение акции отвечает та же инициативная группа, что и за митинг 9 ноября (тогда митингующие захватили Дом правительства; см. Ъ от 10 ноября.—Ъ). Она не способна обеспечить порядок, и нет гарантий, что эта акция протеста не закончится массовыми беспорядками". Судья Юрий Коцуба, ведущий процесс, по согласию сторон объединил два заявления в одно производство. Рассмотрение дела назначено на утро 25 ноября.
Родителей погибших в суде не было — новый иск прокуратуры, как и смена республиканского прокурора, пока остались без внимания заинтересованной стороны. У людей траур, этикет обязывает их находиться дома и принимать соболезнования близких. Между тем опасность терактов, о которой в конце прошлой недели заявляли президенты КЧР и Чечни Мустафа Батдыев и Алу Алханов, похоже, идет на спад. Караул на подступах к Дому правительства, все это время готовившийся к отражению атак международного терроризма, устал от ожидания. Оцепление заметно поредело. Вместо 200-300 вооруженных автоматами бойцов, стоявших ровными фалангами вокруг здания республиканской администрации, теперь можно увидеть лишь редкие патрули, прогуливающиеся по мокрой площади. Власти не комментируют, куда подевались отряды террористов, проникшие в республику из Грузии и Чечни. Но в пресс-службе МВД КЧР Ъ сообщили, что если не будет особых распоряжений, после 26 ноября приданные силы из соседних регионов отправят по домам.
Мурат Гукемухов
Опубликовано 24 ноября 2004 года