Голова шахидки никому не подходит
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера стало известно, что правоохранительным органам так и не удалось установить личность террористки-смертницы, подорвавшей себя 31 августа 2004 года в Москве возле станции метро "Рижская". Молекулярно-генетическая экспертиза исключила причастность к теракту последней реальной подозреваемой — сожительницы организатора этого теракта, уроженца Карачаево-Черкесии Николая Кипкеева.
Ъ подробно рассказывал как о самом теракте, так и о ходе его расследования. Напомним, первоначально считалось, что смертницей, подорвавшей себя возле "Рижской", являлась Роза Нагаева — родная сестра чеченской террористки Аманат Нагаевой, за неделю до этого уничтожившей вместе с собой самолет Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", на борту которого находились 43 пассажира и члена экипажа. По оперативной информации, полученной в начале расследования, сестры якобы вместе проживали в Грозном и пропали в одно и то же время. Следователи пытались установить личность террористки, подорвавшейся у "Рижской", по остаткам черепа, найденного после взрыва на крыше торгового павильона. Они узнали, что Роза Нагаева перенесла операцию, после которой у нее осталось отверстие в левой височной кости величиной с пятирублевую монету и шрам в виде полумесяца длиной в 5-7 см. Но с идентификацией по следам хирургического вмешательства следователей ждала неудача: у найденного черепа отсутствовала именно левая часть. Поэтому в Российский центр судмедэкспертизы были отправлены образцы крови матери Розы и Аманат Нагаевых Таус на молекулярно-генетическое исследование. Как выяснилось еще в конце сентября, специалисты центра сделали однозначный вывод: у метро "Рижская" взорвалась не Роза Нагаева.
Однако к этому времени уже было известно, что у метро "Рижская" от взрыва бомбы погибла не только смертница, но и организатор теракта — активный участник так называемого карачаевского джамаата Николай Кипкеев, находившийся в розыске как ближайший помощник организатора взрывов домов в Москве и Волгодонске 1999 года Ачимеза Гочияева. Николай Кипкеев погиб случайно, провожая шахидку к метро. Смертница замкнула цепь бомбы преждевременно, и Кипкеев попал в зону поражения. Всего при теракте погибли 10 человек и больше 30 получили ранения.
Отрабатывая карачаевский след, оперативники съездили в Карачаево-Черкесию, в аул Учкекен. В конце 90-х здесь действовало так называемое мусульманское общество #3, возглавляемое Гочияевым. В Учкекене милиционеры выяснили, что незадолго до взрыва у метро "Рижская" из этой республики бесследно исчезла сожительница Николая Кипкеева Мадина (ее фамилия не разглашается). Заподозрив, что шахидкой стала именно она, сыщики взяли у ее родственников кровь для молекулярно-генетической экспертизы. Как вчера стало известно, экспертиза была на днях завершена, но ее выводы тоже не помогли установить личность смертницы. "С уверенностью на 99% эксперты считают, что террористка — не наша подозреваемая, а совершенно другой человек",— сказал Ъ один из участников этого расследования.
Александр Жеглов
Опубликовано 23 ноября 2004 года