На чеченку завели личное дело
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокат чеченки Зары Муртазалиевой, обвиняемой в хранении взрывчатки и подстрекательстве двух девушек-москвичек к терроризму, в конце минувшей недели закончила знакомиться с материалами дела. Теперь оно будет направлено на рассмотрение Мосгорсуда. Защитница считает, что представленные к ознакомлению материалы во многом сфальсифицированы и не содержат прямых доказательств вины. В правоохранительных органах высказывания адвоката пока не комментируют.
По версии обвинения, Зара Муртазалиева была задержана оперативниками ГУБОПа и ФСБ 4 марта 2004 года возле ведомственной гостиницы МВД РФ "Комета" на проспекте Вернадского. Во время задержания у нее в сумке было обнаружено 196 г взрывчатого вещества пластит-4, разделенного на две части, каждая из которых была завернута в фольгу. Правда, ни детонатора, ни других составляющих для изготовления бомбы в сумке не было. Как утверждают милиционеры, молодую чеченку задержали не случайно. Она попала в поле зрение правоохранительных органов за несколько месяцев до этого, в ходе операции "Арсенал", начавшейся сразу после теракта в Тушине на фестивале "Крылья". Согласно официальному сообщению ГУБОПа, сделанному после задержания, собирая информацию о Заре Муртазалиевой и скрытно наблюдая за ней, милиционеры узнали, что чеченская девушка якобы прошла подготовку в одном из лагерей террористов-смертников и прибыла в Москву для организации и подготовки серии взрывов. Для совершения терактов она пыталась завербовать русских девушек Аню и Дашу, которые увлеклись исламом и даже взяли себе новые имена — Айшат и Фатима.
Адвокат Зары Муртазалиевой Зезаг Усманова намерена доказать в суде, что все было иначе. Она считает, что ее подзащитная стала жертвой чекистов и милиционеров: "После крупных терактов им нужна была девочка-чеченка, которую можно было бы назвать террористкой и отрапортовать начальству об успешной работе в деле поимки 'черной Фатимы' (то есть организатора терактов.—Ъ)". Госпожа Усманова утверждает, что материалы уголовного дела во многом фальсифицированы. "Мою подзащитную,— рассказала адвокат,— задержали не у гостиницы 'Комета', а у метро 'Китай-город'. Уже оттуда ее отвезли в ОВД 'Проспект Вернадского'. В материалах дела об этом нет ни слова. Спустя два часа в отделении у Зары сняли отпечатки пальцев и сказали, что она может пойти вымыть руки. Когда она вернулась, в ее сумочке уже лежал пластит, который тут же изъяли в присутствии заранее приглашенных понятых. Всю взрывчатку уничтожили в ходе следственного эксперимента — якобы проверяли, взрывается ли она. Из-за этого теперь невозможно проверить, были или нет на ней отпечатки пальцев Зары".
Показания против Зары Муртазалиевой от Ани и Даши, которых она якобы подстрекала к теракту, по мнению защиты, были получены под давлением, что подтверждает и одна из этих девушек. "Аню тогда недолго допрашивали,— рассказала Ъ Анина мама Валентина.— Она такая подавленная вышла и говорит: 'Даша подписала, что Зара собиралась совершить взрыв и уговаривала нас воевать. Следователь мне сказал, что Даша хорошая девочка, а я веду себя глупо и если не подпишу, то меня могут привлечь за соучастие. Я тоже подписала...'" После того как родители Анны наняли ей адвоката, девушка от своих показаний отказалась, а на очной ставке даже просила у Зары Муртазалиевой прощения. Вторая свидетельница, Даша, на суде собирается полностью подтвердить свои показания.
По утверждению родственников Зары Муртазалиевой, ловушку для нее подстроил некий Саид, оперативник ГУБОПа, с которым в декабре 2004 года девушка случайно познакомилась в отделении милиции, куда ее привезли за отсутствие регистрации. Милиционер-земляк стал "ухаживать" за Зарой, сделал ей регистрацию и даже пробил комнату в общежитии. Оказалось, что любезно предоставленная комната оснащена подслушивающей аппаратурой, а "жених" регулярно отчитывается перед руководством о подготовке операции по задержанию опасной "террористки". Допросить Саида в суде защита не сможет — следователь сообщил адвокату, что милиционер уехал в длительную загранкомандировку.
По словам адвоката Усмановой, были в материалах дела и более грубые фальсификации. Например, утверждалось, что Зара Муртазалиева прошла подготовку в лагере террористов под Баку, а до этого участвовала в первой чеченской войне. Но когда власти Азербайджана направили ноту протеста в российский МИД, заявив, что никаких лагерей террористов под Баку не существует, а мать Зары представила следствию справки, о том, что девушка во время первой чеченской училась в средней школе, эти обвинения из четырех томов дела исчезли.
Вскоре уголовное дело Зары Муртазалиевой должно поступить в Мосгорсуд, который и решит судьбу девушки.
Ъ будет следить за развитием событий.
Александр Жеглов
Опубликовано 22 ноября 2004 года