Карачаево-Черкесию пугают Чечней
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера все сотрудники МВД Карачаево-Черкесии были переведены на усиленный режим несения службы. Вместе с ними дежурят 2,5 тыс. военнослужащих внутренних войск, переброшенных из соседних регионов. В республику прибыл президент Чечни Алу Алханов, который попросил население "не повторять чеченских ошибок". Так власти готовятся к тому, что санкционированный пикет в центре Черкесска родственников семи убитых предпринимателей перерастет в массовые беспорядки.
Прошлой ночью в Карачаево-Черкесию были введены части особого назначения МВД из соседних регионов – Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. По неофициальным данным, в столицу КЧР перебросили 2,5 тыс. военнослужащих (официально говорится о пятистах), кроме того, в Черкесск направили 900 милиционеров из районов самой республики. Места для размещения милиционеров, по информации минздрава КЧР, были найдены в местных больницах. С утра Дом правительства и прилегающая к нему площадь были оцеплены.
На этой площади начался недельный пикет родственников семи погибших предпринимателей, в организации убийства которых обвиняется зять президента республики Али Каитов. Впрочем, пока организаторы акции воздерживаются от масштабных действий: у Дома правительства находятся лишь два десятка женщин с плакатами, которые требуют пожизненного заключения для господина Каитова.
Глава МВД КЧР Александр Обухов объяснил оцепление "плановыми учениями". Но родственники убитых не сомневаются, что внутренние войска вошли в республику, чтобы пресечь реакцию на телевыступление заместителя генпрокурора Николая Шепеля. Ъ рассказывал, что накануне местная ГТРК в обстановке строгой секретности записала обращение прокурора, эфир которого был назначен на 19.00. Прокурор, как обещал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, должен был отчитаться о результатах расследования до 20 ноября.
Со своей оценкой событий в Черкесске вчера выступили президенты КЧР и Чечни Мустафа Батдыев и Алу Алханов, приехавший поддержать коллегу. На пресс-конференцию двух президентов пригласили только государственные СМИ. Президент Батдыев начал с того, что объявил об отставке прокурора Карачаево-Черкесии Владимира Ганночки. Ъ рассказывал, что на этом, как и на увольнении всех руководителей силовых структур КЧР, настаивали участники митингов. При этом и господин Батдыев, и господин Козак выступали в защиту руководителей МВД и ФСБ, но ничего не говорили о прокуроре республики. Так что его судьба считалась предрешенной. Сам господин Ганночка вчера отказался от комментариев, лишь подчеркнул, что принял решение об отставке самостоятельно.
Продолжая брифинг, глава КЧР заметил, что ситуация в республике развивается по чеченскому сценарию. Его отставки добиваются некие международные силы, стремящиеся к развалу России. Господин Алханов подтвердил заявление президента Батдыева: "Я приехал сюда не только по своему желанию. Жители Чечни просили меня приехать в эту республику и предостеречь, чтобы здесь не разгорелся пожар войны. Я уверен, люди, которые стоят за организацией митингов и погрома Белого дома, безразличны к горю, постигшему родных и близких убитых молодых людей. В 1991 году в Чечне начиналось так же – с безобидных митингов и заявлений. В свое время мы не смогли разобраться с 15-20 человеками, и ситуация в Чечне закончилась войной. Нам известно, что и теперь ситуацию в Карачаево-Черкесии хотят раскачать силы, причастные к терактам в Беслане и Москве, подотчетные международным террористическим организациям. По имеющейся у меня информации, были звонки из Карачаево-Черкесии в Чечню с просьбой прислать на подмогу погромщикам преступников, многие из которых уроженцы КЧР, участники незаконных вооруженных формирований".
В завершение господин Алханов напомнил жителям республики горские обычаи, согласно которым зять не является родственником – так что господин Батдыев не должен отвечать за поступки обвиняемого Каитова.
Выступление президентов вызвало негативную реакцию родственников убитых и сочувствующих им людей. "Вчера президент России дал оценку происходящим в республике событиям,– напомнил депутат народного собрания КЧР Ислам Крымшамхалов.– Мы с ней полностью согласны. Любой порядочный человек на месте Батдыева после подобного заявления ушел бы в отставку. Попытки государственных чиновников поправить оценку Путина, мягко говоря, некорректны. Создается впечатление, что в Белом доме неадекватно воспринимают события, происходящие в республике,– разогнались так, что остановиться не могут. К чему этот балаган с международным терроризмом? Какое отношение имеют люди, протестующие против засилья криминала в республике, к террористическим организациям? Перед тем как давать советы, пусть Алханов сначала наведет порядок у себя в республике".
Сестра одного из убитых, Магомеда Байчорова, Айшат рассказала Ъ: "Мы вчера дважды смотрели интервью Путина. Первый раз по центральным телеканалам, второй раз по местному ГТРК. Почему из интервью, показанного республиканским телевидением, вырезали место, где президент говорил о Карачаево-Черкесии? Почему Батдыев или руководство ГТРК КЧР вправе решать, какие слова президента можно давать в эфир, а какие нельзя?"
Родственники считают, что президент КЧР умышленно провоцирует ситуацию, подталкивает их к противоправным акциям. "Нас уже давно отговаривают хоронить детей вместе,– сказала сестра убитого депутата Расула Богатырева Фатима.– Прислали в качестве переговорщиков духовенство. Потом заместителя председателя правительства Руслана Кочкарова. Почему – не говорят. Но мы знаем, власти боятся, что на похоронах соберется слишком много народу. Ведь приедут родственники сразу всех семерых погибших".
Госпожа Богатырева рассказала, что вчера в прокуратуре родственникам сообщили, что останки будут привозить из Ростова, где они находятся на экспертизе, по очереди – хотя близкие погибших просили, чтобы привезли сразу всех, и хоронить их собирались вместе. "Позвонили Борису Карнаухову (руководитель оперативно-следственной группы.–Ъ). Он сейчас в Ростове, и спросили, в чем дело, почему так? Карнаухов сказал, что ничего поделать не может. Это решение руководства Карачаево-Черкесии. Послали к Батдыеву делегацию. Президент сказал, что никакого отношения к прокуратуре не имеет и не вправе вмешиваться",– сообщила Фатима Богатырева.
Вечером по республиканскому каналу показали заявление прокурора Шепеля. Он сообщил, что Али Каитов обвиняется в убийстве двух и более человек и что причиной убийства стало столкновение экономических интересов депутатов Каитова и Богатырева. При этом некоторые формулировки прокурора привели заинтересованных зрителей в замешательство.
Рассказывая о картине убийства, восстановленной следствием, Николай Шепель сообщил: "Когда Али Каитов беседовал с Расулом Богатыревым, в комнату, где они находились, зашел Тимерлан Бостанов (охранник дачи.–Ъ), пристрелил Богатырева и вышел из комнаты. Незадолго до этого были слышны выстрелы за пределами дачи, где Богатырева ожидали его товарищи".
"Он ни слова не сказал, что Каитов убивал либо был организатором убийства",– возмущаются родственники погибших, которые давно опасались, что зять президента окажется далеко не центральной фигурой в уголовном деле.
Мурат Гукемухов
Опубликовано 20 ноября 2004 года