Россия разбавит свое военное присутствие в Грузии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Россия готова рассмотреть возможность создания совместных российско-грузинских антитеррористических центров и предлагает использовать для этих целей инфраструктуру двух российских баз в Батуми и Ахалкалаки - об этом сообщил министр обороны Сергей Иванов. Неслучайно слова прозвучали на встрече с иностранными военными атташе. Именно такого решения от Москвы давно добивались Тбилиси и Запад.
"Пришло время найти современные, более гибкие формы сотрудничества в сфере обороны, безопасности, координации антитеррористической деятельности. Для этих целей можно было бы создать совместный российско-грузинский специальный центр с соответствующими филиалами", - этими словами Сергей Иванов фактически дал положительный ответ на аналогичное предложение Тбилиси, сделанное Москве несколько месяцев назад. Он считает, что "такие центры не должны иметь ничего общего с военными базами, но было бы неразумным не использовать для этих целей инфраструктуру существующих российских военных баз".
Россия, по словам Иванова, готова предложить грузинской стороне "на базе управления Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) в Тбилиси создать информационно-аналитический антитеррористический центр". В Батуми на основе 12-й российской военной базы предлагается создать центр по подготовке специалистов контртеррористической борьбы на объектах морской инфраструктуры, транспортных коммуникациях, а в Ахалкалаки на основе 62-й российской военной базы - центр по подготовке специалистов погранвойск и МЧС. Иванов не стал скрывать от иностранных военных атташе, что вопрос создания антитеррористических центров "носит деликатный характер и требует детального обсуждения в рамках российско-грузинских переговоров".
- Мы согласны рассматривать любые форматы сотрудничества в антитеррористической сфере. Однако речь не идет о переориентировании баз в антитеррористические центры. Мы говорим об одном центре, при создании которого будет использована часть инфраструктуры базы в Батуми, - заявил "Известиям" глава Совбеза Грузии Гела Бежуашвили.
Таким образом, Грузия готова согласиться на появление на своей территории не трех, а одного совместного антитеррористического центра. Причем упор в его работе Тбилиси предлагает сделать не на подготовку специалистов, а на сбор и обмен аналитической информацией. Тем самым Тбилиси дает понять Москве, что он больше заинтересован в американской программе "Обучи и оснасти", чем в помощи России в подготовке своих специалистов. В понедельник министр обороны Грузии Георгий Барамидзе сообщил, что с января 2005 года американские инструкторы начнут подготовку более 2 тысяч грузинских миротворцев.
Однако, по мнению экспертов, самым главным и не проясненным вопросом остается статус подобных центров. Грузия, очевидно, была бы не прочь, чтобы подобный центр существовал в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира". Москва пока не обозначила своих взглядов на эту проблему, но скорее всего будет настаивать на двустороннем характере центра. Понимая "деликатное" свойство подобного решения, в Тбилиси готовы пойти навстречу Москве. В любом случае этот вариант устраивает Грузию, так как при нем она может и дальше настаивать на сокращении российского военного присутствия на своей территории. В случае достижения подобной договоренности у России формально останутся только два военных объекта на территории Грузии: штаб ГРВЗ в Тбилиси и база Ахалкалаки. К тому же вопрос о выводе российских баз с территории Грузии, как заявил "Известиям" Бежуашвили, Тбилиси намерен рассматривать на переговорах параллельно с созданием антитеррористического центра.
Дмитрий Литовкин, Наталья Ратиани
Опубликовано 14 декабря 2004 года