Письмо студентов-клерикалов вызвало бурю

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

23 студента Духовной академии подписали открытое письмо, желая привлечь внимание общества к порочной, по их мнению, ситуации в церковных делах.

Студенты заявили о низком уровне духовного образования и косной ограниченности многих духовных лиц, а также о коррумпированности некоторых представителей церкви.

После того, как это письмо было опубликовано в популярной газете "24 саати", подписанты подверглись гонениям в стенах учебного заведения и оказались под угрозой исключения.

«Тот, кто критикует церковь, выступает против святыни и против Бога», - так прокомментировали IWPR обращение студентов в пресс-центре Грузинской Патриархии.

«Это борьба против церкви, потому что невозможно бороться за нее такими гнусными обвинениями, - сказал IWPR в частной беседе один из сотрудников секретариата патриархии. - Мы собираемся детально изучить те проблемы, которые затронули студенты, но публично об этом говорить воздержимся. Дела церкви – это дела церкви».

Во время серии публичных обсуждений, проходивших в последние две недели, выяснилось, что немалая часть общества приняла сторону церкви, осудив действия студентов. «Мы не должны забывать, что в эпохе перемен, в которой мы живем, обязательно должен существовать такой стабильный институт, как церковь. Относительно церкви не могут быть применены те законы, которые действуют в обычной жизни», - говорит профессор Тбилисского государственного университета, историк Рисмаг Гордезиани.

«Они хотят сразить грузинскую православную церковь, расколов ее. Они играют ту музыку, за которую заплачено», - считает доктор филологических наук Михаил Курдиани.

Член парламента, оппозиционер Коба Давиташвили пошел дальше и назвал конкретные структуры, которые, по его мнению, «пытаются уничтожить грузинскую православную церковь». «За этим стоит неправительственная организация Институт свободы и Министерство госбезопасности Грузии», - заявил Давиташвили.

Наконец, в споры с однозначной оценкой вмешался и президент Михаил Саакашвили, который счел, что пресса не должна нагнетать ситуацию. «В дела церкви государство не должно вмешиваться. Хочу попросить журналистов быть более осторожными при освещении религиозных вопросов», - заявил Михаил Саакашвили.

Придя к власти, президент Михаил Саакашвили пообещал, что с религиозным экстремизмом в Грузии будет покончено. Уже при нем был арестован отлученный от церкви православный священник Басилий Мкалавишвили, ожесточенно преследовавший Свидетелей Иеговы и другие религиозные меньшинства, и нападения на секты прекратились.

Приветствуя эти перемены, некоторые эксперты все же считают, что в обществе растет религиозная нетерпимость.

«Впервые я задумалась над тем, что в обществе формируется опасная тенденция агрессивной веры, когда в начале прошлого года вполне равнодушные к постоянным избиениям иеговистов политики и СМИ буквально обрушились на группу писателей, публицистов и лидеров неправительственных организаций, подписавших безобидное письмо на имя Патриарха с просьбой отреагировать на фундаменталистские высказывания и действия некоторых представителей церкви», - сказала IWPR писательница, директор НПО Кавказский дом Наира Гелашвили.

С сентября нынешнего года, когда начался учебный год, во многих школах Тбилиси помимо традиционных родительских комитетов появилась новая общественная структура – комитеты православных родителей, которые заявили о намерении контролировать учебные программы и исключать из них «развращающие элементы» - например, предмет «сексология и семейная жизнь».

Кроме того, с сентября перед зданием министерства образования перманентно проходят акции протеста общественной организации Союз православных родителей. Требования пикетчиков всегда одинаковы – ввести новый обязательный предмет в школьную программу: история православия.

«Мы уважаем представителей других религий, но никто не должен забывать, что живет в Грузии – православной стране. А многие хотят сделать православие религией меньшинства», - заявил IWPR член Союза православных родителей Джонди Багатурия.

В 2002 году православие стало в Грузии фактически государственной религией после того, как между государством и церковью был подписан так называемый Конкордат. Согласно этому документу, «православие - не только вероисповедание, но и необходимый фундамент для возрождения страны". Подписав Конкордат, правительство Грузии предоставило Патриархии реальные юридические и экономические преимущества перед другими религиозными организациями.

Православие исторически занимало в Грузии особое положение, основываясь на его 16-вековой истории. Однако до 30 процентов населения страны не относятся к титульной нации – в большинстве это армяне и азербайджанцы, еще большее число граждан страны исповедуют иные верования.

Подписавшиеся под обращением студенты говорят, что церковь сегодня злоупотребляет своим особым статусом в обществе.

«Сегодняшний плачевный результат дала политика молчания, которая длилась много лет», - заявил IWPR один из подписавших письмо Бека Миндиниашвили.

«Ни для кого не секрет, что за исполнение церковных ритуалов – венчания, крещения, панихиды - берутся немалые деньги. В больших городских церквях есть вообще немыслимые денежные ставки. Деньги берутся и за выслушивание исповеди».

Политолог, выпускник Духовной академии Паата Закареишвили осуждает "мафиозный менталитет" грузинской православной церкви, которая, по его словам, очень "нуждается в реформах".

"Общественность должна повысить голос и как можно активнее обсуждать проблемы церкви. И не надо бояться раскола православной церкви – это случится лишь в том случае, если церковь не освободится от духовной и моральной темноты», - отметил он в беседе с IWPR.

В поддержку студентов высказался омбудсмен Грузии Созар Субари, бывший студент духовной академии. «Реакция на письмо студентов очень настораживает, - сказал он IWPR. – Думаю, нет ничего удивительного в том, что студенты семинарии обсуждают темы, касающиеся состояния православной церкви. Если не они, то кто тогда должен делать это? А свободно высказывать свое мнение – это гарантированное конституционное право каждого человека, вне зависимости от того, где он учится».

Студенты же говорят, что получили последнее строгое предупреждение от своего ректора Теодора Чуадзе о прекращении публичной критики.

Софо Букия

Опубликовано 2 декабря 2004 года