"Я не хочу, чтобы неизвестно откуда взявшиеся присяжные решали судьбы людей"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На своей пресс-конференции президент Ингушетии Мурат Зязиков предложил изъять из ведения судов присяжных дела, связанные с терроризмом. С этой идеей он уже ознакомил Владимира Путина. По словам Зязикова, президент страны "с пониманием отнесся" к его идее. Между тем эксперты считают, что "это является посягательством на конституционные принципы прав человека на судебную защиту".

Мурат Зязиков предлагает изъять из ведения судов присяжных дела по терроризму, пособничеству террористам и 'по преступлениям в сфере экономики, если нанесен значительный ущерб государству' и предоставить их рассмотрение исключительно профессиональным судьям. Заседатели же, по его мнению, должны выносить решения лишь по 'бытовым' делам. 'Я не хочу, чтобы неизвестно откуда взявшиеся присяжные решали судьбы людей', - возмущался Зязиков. 'Они выпускают на свободу уголовников, которые принимают участие в нападении на Ингушетию, а потом захватывают заложников в Беслане, есть у нас такие сведения', - объяснял свою позицию глава республики. Правда, ингушский президент предложил ввести ограничения на работу судов присяжных не по всей стране, а только в Ингушетии и отдельных регионах. По словам Мурата Зязикова, президент страны 'с пониманием отнесся' к его идее. Судя по всему, на нее Мурата Зязикова навел вердикт присяжных, в минувшем июле оправдавших Майрбека Шебиханова, обвинявшегося в терроризме и убийствах. Заседатели тогда сочли доказательства его вины неубедительными. Однако уже через два месяца после вынесения вердикта Шебиханов принял участие в захвате школы в Беслане, где и был уничтожен.

"О чрезмерной мягкости присяжных вряд ли приходится говорить. В отношении виновных в совершении террористических актов они не раз выносили суровый вердикт. Опыт работы судов показал: российские присяжные способны выносить справедливые решения", - полагает судья Верховного суда РФ Алексей Шурыгин. Да и многие защитники по делам, связанным с терроризмом, осознанно отказываются от суда присяжных. 'Мы боимся излишне эмоциональной оценки действий наших подзащитных', - заявил ГАЗЕТЕ адвокат Хампаши Собралиева, осужденного по факту взрыва автомобиля у ресторана 'Макдоналдс' в Москве, предшествовавшего захвату театрального центра на Дубровке. "Непонятно, как человек, не доверяющий своим гражданам, может руководить регионом", - сказал ГАЗЕТЕ президент Московской адвокатской палаты Генри Резник. 'Это посягательство на конституционные принципы прав человека на судебную защиту. Надо лучше доказательства собирать, а не жаловаться', - заявил ГАЗЕТЕ заместитель председателя комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.

'Пока мы не поймем, что суд присяжных - необходимый институт демократического общества, нам трудно будет создать правовое государство", - согласился с сенатором председатель думского комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников. 

Павел Аптекарь, Айдар Бурибаев

Опубликовано 25 ноября 2004 года

источник: Газета "Газета"