Москву вновь осудили за за Кавказ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера в Парламентской ассамблее Совета Европы обсуждались сразу две проблемы, имеющие особое значение для России. Речь идет о Чечне и российско-грузинских отношениях. В первой половине дня евродепутаты заслушивали доклады о Чечне - о политической ситуации, о правах человека и о гуманитарной ситуации. Перед евродепутатами выступили комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, побывавший недавно на Северном Кавказе, а также президент Чечни Алу Алханов. По итогам дебатов парламентарии приняли резолюции, тон которых, по мнению многих наблюдателей, более чем жесткий.

Ассамблея резко осудила продолжающееся в Чечне насилие. А положение с правами человека признано "катастрофическим". Российская делегация весьма спокойно отнеслась к докладам о политической и гуманитарной ситуации. Что же касается положения с правами человека, оценку которому дал в своем докладе Рудольф Биндиг (Германия), то Москва высказала целый ряд возражений. Однако почти все поправки российских депутатов были отвергнуты ассамблеей без долгих обсуждений.

Андреас Гросс (Швейцария) - автор доклада о политической ситуации в Чечне - так комментирует для "НГ" ситуацию на Северном Кавказе.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы политического урегулирования после президентских выборов в Чечне? Или недавние террористические акты указывают на эскалацию насилия?

- Одно не исключает другого. Сейчас отчетливо прослеживается эскалация насилия - ответственность за это несут обе стороны. Сепаратисты озабочены односторонней демонстрацией Россией своего стремления к власти в ходе выборов в воскресенье, и они наращивают эскалацию жестоких актов насилия. Прежде чем будут предприняты дальнейшие шаги к политическому урегулированию, необходимо положить конец вооруженным столкновениям. Но сейчас добиться прекращения огня очень сложно, потому что насилие с обеих сторон ведет к еще большему ответному насилию. Но я все еще считаю, что политическое решение возможно. Эта надежда основывается на нашей беседе с новым президентом Алу Алхановым.

- Алханов исключает любые переговоры. Считают ли Алханов и президент Путин, что сейчас может быть только военное решение?

- При этом в беседе с нами Алханов подчеркнул, что мир может быть достигнут только вместе с другой стороной и он готов к контактам с теми, кто отвергает вооруженный путь и кто не совершал убийств. На этой основе и должен развиваться процесс. И президенту Путину стоит напомнить о его предыдущих заявлениях о том, что у конфликта может быть только политическое решение - а добиться этого можно только при помощи диалога.

- Прогнозируете ли вы новую волну нарушений прав человека на Кавказе?

- Эта волна нарушений прав человека началась еще в начале года. Я имею в виду не только акции сепаратистов-камикадзе, но и похищения сторонников оппозиции, исчезновение лиц, настроенных критически, и применение к ним пыток. Ответственность за нарушения прав человека лежит на российских органах безопасности, их чеченских коллегах и повстанцах.

- Как международное сообщество может способствовать прекращению эскалации?

- Нужно вести откровенный разговор с руководителями и особенно с Путиным, а не уходить от ответственности, как это сделал канцлер ФРГ Герхард Шрёдер после выборов в Чечне. Как убежденный европеец, я возмущен поведением Шрёдера. Неправильно, что правительство США смогло дать нарушениям прав человека и недемократическим выборам, прошедшим в воскресенье, более точную оценку, чем правительство одной из крупнейших европейских стран. Европа должна действовать в качестве посредника и добиться проведения в регионе мирных переговоров. В этой роли должны выступить европейские деятели и структуры, пользующиеся доверием обеих сторон.

Опубликовано 8 октября 2004 года

Юлия Петровская

источник: "Новая газета"