Нодар Хашба утверждает, что у властей Абхазии нет причин, чтобы вводить чрезвычайное положение
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера в Сухуми правительству Абхазии был представлен новый премьер - накануне назначенный на этот пост бывший сотрудник МЧС России Нодар Хашба. Он уже встретился с основными кандидатами в президенты республики Раулем Хаджимбой и Сергеем Багапшем и сказал, что они оба его друзья и "не хотят противостояния". Сегодня Верховный суд Абхазии должен назначить дату рассмотрения иска господина Хаджимбы, который добивается отмены результатов прошедших в воскресенье выборов. Представители победившей на выборах оппозиции говорят, что пойдут до конца.
Затишье перед бурей
Вчерашний день был первым в Сухуми, когда на улицах не стояли сторонники двух кандидатов, а возле ЦИКа не было милиции. Затишье было связано то ли с усталостью кандидатов и их сторонников, решивших передохнуть, то ли с намеком действующего президента Вячеслава Ардзинбы на возможность введения чрезвычайного положения, сделанным накануне (Ъ рассказывал об этом вчера).
Даже представление нового премьера, в последние годы работавшего в МЧС РФ бывшего мэра Сухуми и вице-премьера Абхазии Нодара Хашбы прошло как-то незаметно. Только бывший премьер Хаджимба сказал, что это очень своевременное назначение и что оно "создает условия для консолидации общества и для проведения повторного голосования по всей территории Абхазии".
Накануне ЦИК Абхазии решил провести 17 октября в Гальском районе повторные выборы, результаты которых будут приобщены к результатам по остальным районам от 3 октября (без учета Гальского района глава "Черноморэнерго" Багапш набрал 45% голосов, премьер Хаджимба - 38%). Этому решению воспротивился кандидат Хаджимба и оспорил его в суде. Президент Ардзинба тоже посчитал, что решение ЦИКа противоречит закону. Однако чего ждать избирателям, не объяснил. Суд обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней, но пресс-секретарь Верховного суда Алла Авидзба пообещала, что суд постарается рассмотреть жалобу как можно раньше. В любом случае раньше понедельника этого не произойдет.
"Эту победу мы не отдадим"
- Что бы ни придумало наше руководство, эту победу, завоеванную, можно сказать, как на войне, мы не отдадим,- заявил мне сопредседатель "Амцахары" Владимир Начач-оглы.- Авторитета у нас достаточно, для того чтобы не сдаваться. Теперь это уже дело принципа. Мало того что перед выборами нам пришлось бороться с грязными технологиями, так еще и теперь те, кто проиграл, называют нас предателями. Они говорят, что мы, ветераны войны, ходим с флагами Саакашвили! Это кощунство. Мы одержали победу. Но кандидат от власти Хаджимба не хочет с этим смириться.
- Но если в Гальском районе зафиксированы нарушения и суд признает жалобу кандидата Хаджимбы правомерной, то придется проводить повторные выборы,- говорю я.
- Мы ведь тоже можем пойти в суд,- говорит лидер "Амцахары".- Еще вчера к нам поступили документы из Гальского района. Мы подозревали, что там все в порядке и, чтобы заявить о нарушениях, власти пошли на подлог документов. Это подтвердилось. Мы не хотели будоражить население и согласились пойти на перевыборы в Гале, потому что и во второй раз мы победим. Все протоколы, доставленные нам из Гальского района, на русском языке. И здесь находятся члены избирательных комиссий, которые утверждают, что нарушения, о которых говорит кандидат Хаджимба (одно из обвинений связано с тем, что документы якобы были заполнены на грузинском языке.-Ъ), не существуют.
- Вашего кандидата обвиняют в том, что он выиграл в Гале, потому что там живут грузины. Если придется идти на второй тур, не помешает ли это новой предвыборной кампании?
- Кроме Гальского района мы выиграли в Гагрском, Ткварчельском и, самое главное, в Очамчирском и Гудаутском,- отвечает господин Начач-оглы.- Это исконно абхазские районы. Они всегда определяли развитие республики. Любой абхазец понимает, раз победа в Очамчирском и Гудаутском, значит, это полная победа. Так вот, упрекать нас в прогрузинской ориентации бесполезно. Народ знает, кто мы такие, где мы победили и почему.
"Правоохранительные структуры на нашей стороне"
Выходя из офиса "Амцахары", встречаю соратника Сергея Багапша Станислава Лакобу. Профессору истории и преподавателю университета Лакобе Сергей Багапш отвел место премьера в случае своей победы. Господина Лакобу беспокоит то же, что и остальных,- угроза введения чрезвычайного положения.
- Мы ни бутылки не разбили на своих собраниях,- говорит профессор.- Мы не поддались ни на одну провокацию. На каком основании они собираются вводить чрезвычайное положение?
Я направляюсь к штабу оппозиционного движения "Возрождение", неформальным лидером которого является один из самых популярных в Абхазии политиков, бывший глава МВД Александр Анкваб. Возле здания встречаю избиркомовцев из села Отобай Гальского района - это село фигурировало в заявлении кандидата Хаджимбы о нарушениях на участках. Гальцы приехали, чтобы сказать, что их напрасно обвиняют.
- Наш участок самый большой в районе,- говорит заместитель председателя избирательной комиссии участка #3 Джамбул Гамисония.- Мы привезли с собой копии списков избирательных, там все по-русски.
- Да, забыл,- спохватывается господин Гамисония.- По телевизору показывали копию грузинского паспорта. Говорили, что этот человек голосовал на участке и что это нарушение. Так это паспорт моего дяди. Его звали Лагилава Кеки. Он умер три года назад. Я не знаю, откуда у них копия его паспорта. Говорили, что паспорта с грузинскими штампами в протоколах. Что это граждане Грузии. Так у нас там очень сложная ситуация. В 93-м году беженцам в Грузии в советские паспорта поставили штампы, по которым они граждане Грузии. Но в 99-м году эти люди вернулись в Абхазию. Они прописаны в Абхазии, и они граждане Абхазии. У них нет других паспортов.
Избиркомовец обижен. Люди, которые приехали с ним, тоже.
- Я точно говорю - если будут снова выборы, у нас все проголосуют за Багапша только из принципа,- говорит Джамбул Гамисония.- В этих выборах только 8 тысяч гальцев участвовало. А если будут новые - все 15 тысяч придут.
- Вы же видели, что происходило у ЦИКа в ночь на среду,- объясняет лидер "Возрождения" Александр Анкваб.- Мог начаться конфликт. Только наша выдержка сдержала людей. Власти не хватает мужества признать свое поражение. Я же считаю, что прошли хорошие выборы. Народ показал, что его нельзя ни купить, ни запугать. И мы ни на кого не держим зла.
- Вы не думайте, что для нас проигрыш - это конец света,- добавляет сопредседатель "Возрождения" Леонид Лакербай.- Ну будем и дальше заниматься своими оппозиционными делами. А вот они ведут себя так, как будто после жизнь закончится. После них хоть потоп.
- Почему вы не хотите идти на второй тур? - спрашиваю я.- Я понимаю - обидно. Но это может успокоить людей.
- Нас прежде всего не поймут те, кто за нас голосовал,- качает головой господин Лакербай.- Они нам и сейчас говорят - вы делаете все, чтобы нашу победу украли. Это они про уступки по Гальскому району. Нам стоило огромного труда убедить их, что по Гали необходимо переголосование.
- Если будет введено чрезвычайное положение, вы все потеряете.
- Я не думаю, что у нас так легко будет это сделать,- отвечает оппозиционер Лакербай.- Правоохранительные структуры на нашей стороне. Подавляющая часть МВД, минобороны с нами. Чтобы ввести чрезвычайное положение, сначала придется вынести этот вопрос в парламент. В парламенте тоже все понимают, чем это может кончиться. Посмотрим, что скажет суд.
"Я не слышал, чтобы Владимир Владимирович сказал: избирайте того-то"
Вечером журналистов принял назначенный премьером Нодар Хашба.
- Первый рабочий день прошел ужасно,- пожаловался он.- Я встретился с большим количеством людей. Меня представили кабинету министров. Я встретился с некоторыми кандидатами в президенты. С представителями общественных организаций. Меня спрашивают, почему я решил принять предложение и стать премьером. Все просто. Я гражданин этой страны, я родился здесь, вырос. И процессы, которые здесь происходят, не могут оставить меня равнодушным. Я вижу, что началось какое-то противостояние... То есть оно было, но уже сходит на нет. Нас, абхазцев, надо знать. Мы очень громко разговариваем друг с другом, и все думают, что мы сейчас выхватим автоматы и станем стрелять. Кто-то накручивает на этом ситуацию, чтобы показать: вот-вот начнется гражданская война. Я вас уверяю, никто тут не поднимет друг на друга руку. И никогда здесь не начнется гражданская война. Надо понимать людей, которые пережили войну. Люди еще не совсем остыли. У многих возникло желание доказать всему миру, что мы не уступим свою идею. Моя задача - сделать так, чтобы здесь не произошел конфликт.
Премьера спросили об отношениях с Россией, и он сказал:
- Есть, конечно, у России здесь свои интересы, здесь живут ее граждане. И Россия заинтересована, чтобы здесь прошли нормальные выборы. Я встречался и с Хаджимбой, и с Багапшем, у нас была очень напряженная ночь. Я их знаю, оба мои друзья. И оба очень конструктивно и правильно понимают ситуацию и не хотят противостояния.
- Почему Россия поддержала кандидата Хаджимбу?
- Конечно, Россия определила свои позиции здесь,- ответил господин Хашба.- Но я не слышал, чтобы Владимир Владимирович сказал: избирайте того-то. Да, выступили российские политики, но это было их личное мнение. Для России важно, чтобы здесь прошли демократические выборы. А если к власти придет человек через кровь, нажим, какие-то столкновения, этого Россия не примет.
- Как вы считаете, в Абхазии должны быть повторные выборы или хватит тех, что прошли?
- Я никак не считаю. Это не моя компетенция. Есть ЦИК, есть закон, есть Верховный суд. Они должны давать оценки. Пока окончательного решения нет. Если суд решит, что нужен второй тур, будет второй тур. Если решит, что нужны новые выборы, будут новые выборы. Все будем делать в правовом поле. Я стараюсь не вмешиваться в это.
- Вы сами как оцениваете эти выборы?
- Я могу ответить только как гражданин. Я считаю, что выборы прошли нормально. И нормальные были нарушения. Демократия всегда сопровождалась такими делами.
- Вас назначили, чтобы вы утихомирили народ?
- В Абхазии образовался вакуум власти - премьер ушел в кандидаты, глава государства, к сожалению, болен и не может выполнять свои обязанности...
- Могут ввести чрезвычайное положение?
- У нас нет закона о введении ЧП. И у нас нет причин для того, чтобы вводить его,- у нас нет явного противостояния. А горячим головам я посоветовал бы окунуться в Черное море. А если оно для них слишком теплое - принять холодный душ.
Ольга Ъ-Алленова
Опубликовано 8 октября 2004 года