Краснодарский край: вскрыты экологические нарушения при строительстве аммиачного терминала
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сенсацией последнего времени стала приостановка в начале ноября 2004 г. различными государственными структурами Краснодарского края строительства аммиачного терминала корпорации "Тольяттиазот" на Таманском полуострове. Как сообщил представитель Экологическая Вахта по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, на фоне предшествовавшей этому гласной и негласной поддержки этого проекта, столь серьезные меры администрации против "Тольяттиазота" стали для всех полной неожиданностью.
В ходе проведенных различными контрольными органами проверок было выявлено более 20 грубых нарушений при строительстве аммиачного терминала. Экологическая и социальная опасность реализации этого проекта получила самое широкое освещение в средствах массовой информации. Откровенное презрение к требованиям закона со стороны хозяина корпорации "Тольяттиазот" Владимира Махлая было широко показано по телевидению - Махлай, ничего и никого не стесняясь, забыв, что существуют какие-либо этические нормы, грубо перебивал вице-губернатора Краснодарского края, других представителей власти и упорно доказывал свое. Его подчиненные идут еще дальше - в интервью газете "Коммерсант", представитель кампании утверждает: "заявление МЧС просто никто не принимает всерьез, потому что подобных предписаний уже было очень много, но, несмотря на это строительство терминала близко к завершению".
По мнению Андрея Рудомахи, "Тольяттиазот" ведет себя на Кубани беззастенчиво нагло, как имперский завоеватель где-нибудь в Африке или Новой Гвинее. За долгие "хозяйствования" "Тольяттиазота" на Кубани все сумели убедиться, что его хозяину совершенно наплевать на судьбу этой земли и ее жителей. Бешеные прибыли от наличия собственного химического порта на Черном море - единственное, что его волнует. И, хотелось бы верить, что краевые власти своими действиями решили поставить заслон этой колониальной политике, вспомнив об интересах населения, о необходимости строгого контроля над соблюдением законов, о том, что нужно спасти уникальную в природном и культурно-историческом отношении землю Тамани. Однако, согласно тому же источнику, пока все свидетельствует о том, что это, скорее всего, не так. Имеющаяся информация о происходящих событиях, говорит о том, что совпадение действий властей с интересами жителей Тамани, которые давно протестуют против строительства аммиачного терминала, является только внешним и временным. Власти края совершенно не добиваются того, чтобы на уникальной земле Тамани не появилось такого чрезвычайно опасного объекта как аммиачный терминал. Нет, они полностью "за", пусть будет, и чем крупнее, тем лучше. Наоборот, им мало одного только аммиачного терминала. По их планам, надо здесь сосредоточить перевалку всей гадости, какую только можно придумать, от нефти и нефтепродуктов, всяческой химии, до ядерных отходов. Именно на Тамани ими намечено строительство самого опасного порта на Черном море - нефтехимического порта "Железный Рог". И их нынешняя кампания против "Тольяттиазота" имеет в своей основе намерения совершенно далекие от заботы об охране природы или безопасности местного населения. Просто "Тольяттиазот" необходимо несколько подвинуть, чтобы была возможность и другим компаниям участвовать в строительстве крупнейшего нефтехимического порта. "Тольяттиазот", пользуясь правом и возможностями первого, захватил самые лучшие и удобные земли в окрестностях курортного поселка Волна, на месте которого власти хотят возвести порт. И другим кампаниям сейчас сложно разместить здесь их терминалы и хранилища. Прежде всего, - новому фавориту кубанских властей, уже известной таманцам компании "Таманьнефтегаз", которая сменила хозяина и теперь является подразделением компании "Русский мир" (ОТЭКО) и вновь вознамерилась наладить через Тамань экспорт сжиженных углеводородов и нефтепродуктов. По словам Андрея Рудомахи, "Тольяттиазот" просто слишком обнаглел и подзабыл, кто на Кубани (и на Тамани) хозяин и по-хорошему понимать требования кубанских властей разучился.
Наезд на "Тольяттиазот" обставлен в духе лучших традиций современных политтехнологий. Подобную методику краевые власти уже много раз применяли в последние годы, устраняя неугодных политиков, таких как бывшие мэры крупнейших кубанских городов: Новороссийска (В.Прохоренко), Сочи (А.Мостовой), Краснодара (Н.Приз). По мнению Рудомахи, жесткая борьба с ними шла не по причине того, что они никуда не годились, не из-за радения за какое-либо социальное благо или справедливость, а за элементарный передел сфер влияния и контроль финансовых потоков. То же самое имеет место и сейчас в отношении "Тольяттиазота". И, скорее всего, как только Махлай уступит нажиму властей и согласится со всем, что от него требуют (совсем не по экологической части), этот наезд прекратится. После чего на все нарушения со стороны его компании, какими бы они ни были, как и в прежние времена, будут снова закрыты глаза.
Тем не менее, то, что власти Краснодарского края вскрыли экологические нарушения при строительстве аммиачного терминала - это очень серьезный шаг. Экологическая общественность и население Таманского полуострова, уже на протяжении шести лет борющиеся со строительством этого смертоносного объекта, какими бы ни были истинные причины действий краснодарских властей, приветствуют их. Многие доводы и аргументы общественности против строительства этого терминала, наконец-таки, получили свои подтверждения. И что не менее важно, произошедшие события дают новый импульс общественному сопротивлению строительству аммиачного терминала на Тамани.