Следствие утратило интерес к чеченцам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следователи Генпрокуратуры освободили под подписку о невыезде чеченца Казбека Эльмурзаева. Его задержали в рамках расследования дела об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова, но в итоге обвинили в другом преступлении - похищении бывшего банкира Ахмед-Паши Алиева (последний раз Ъ писал об этом деле 8 октября).
Спецоперация по освобождению заложника Алиева, как уже сообщал Ъ, была проведена 26 сентября с размахом - в ней приняли личное участие восемь следователей Генпрокуратуры, несколько десятков оперативников и спецназовцев. Благодаря стараниям начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина она получила громкий общественный резонанс. На следующий день после мероприятия генерал заявил, что его сотрудники задержали двух чеченцев (Аслана Сагаева - хозяина квартиры, в которой находился заложник, и его гостя Казбека Эльмурзаева.-Ъ), которые, по его данным, были причастны не только к похищению Ахмед-Паши Алиева, но и к убийству главного редактора журнала Forbes в России Пола Хлебникова. Еще через день Генпрокуратура опровергла заявление господина Пронина и, более того, пообещала "дать юридическую оценку" действиям милиционера, взявшегося комментировать расследование, к которому он не имеет никакого отношения.
Между тем стало известно, что спецоперация по освобождению господина Алиева на самом деле была, можно сказать, вынужденной. Освобождение коммерсанта Алиева и последовавшая за ним шумиха не только не способствовали расследованию убийства Пола Хлебникова, но и, более того, спутали все карты следователям Генпрокуратуры, занимающимся этим делом. Генпрокуратуре был интересен вовсе не коммерсант Алиев и даже не раскрытие рядового похищения с вымогательством (кредиторы требовали, чтобы он вернул взятые в долг $100 тыс.), на котором следователь федерального уровня вряд ли заработает какие-то очки, а хозяин квартиры Сагаев.
Дело в том, что этот человек давно находился под оперативным наблюдением в рамках расследования убийства Пола Хлебникова. Причем интерес для следствия представлял даже не он сам, а один из его знакомых, который, по оперативным данным, был посредником между убийцей журналиста и заказчиком этого преступления. Поставив на прослушку мобильный телефон Аслана Сагаева, следователи рассчитывали отследить нужный звонок и таким образом выйти на промежуточное звено в цепочке "заказчик-исполнитель". Шанс был вполне реальным, и ради того, чтобы не упустить его, следователи готовы были даже закрыть глаза на проблемы господина Алиева. Но 26 сентября прослушка донесла, что жизнь заложника в опасности. Из чего был сделан такой вывод - непонятно. Во всяком случае ключевую фразу "Прострели ему коленку", якобы произнесенную одним из похитителей, следователи Генпрокуратуры категорически опровергают. Тем не менее, поскольку возникли сомнения, пришлось проводить спецоперацию. В итоге Аслана Сагаева арестовали и допросили в том числе и по убийству Хлебникова. Как и следовало ожидать, ничего нового по этому преступлению следователям он не сообщил. Дальнейшая прослушка его телефона также потеряла смысл - человек, сам замешанный в криминале, вряд ли станет звонить на мобильник арестанту.
Таким образом, интерес к похитителям Ахмед-Паши Алиева и их уголовному делу Генпрокуратура, можно сказать, потеряла. Казбека Эльмурзаева, который оказался рядом с заложником случайно (он приехал в квартиру Сагаева за полчаса до штурма, чтобы обсудить какие-то коммерческие дела), как вчера стало известно, отпустили под подписку о невыезде. Хозяин квартиры Аслан Сагаев пока сидит. Оба чеченца по-прежнему обвиняются в похищении человека и вымогательстве, но их уголовное дело в ближайшее время, скорее всего, передадут в Московскую городскую или даже в межрайонную прокуратуру.
Сергей Дюпин
Опубликовано 18 ноября 2004 года