Умерли сами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В четверг родственники погибших во время теракта в театральном центре на Дубровке впервые получили доступ к документам следствия. И оказалось, что, согласно документам, в смерти 129 человек не виноват никто. Ни террористы, захватившие театральный центр. Ни медики, слишком поздно прибывшие к месту происшествия. Ни сотрудники правоохранительных органов, использовавшие в ходе операции "неидентифицированный газ". Такой вывод еще год назад сделала Мосгорпрокуратура.

Судьи "дожали" прокуратуру.

Благодаря настойчивости и принципиальности судей Замоскворецкого суда столицы родственники погибших и их адвокат Карина Москаленко впервые получили доступ к двум постановлениям Мосгорпрокуратуры, фактически оправдывающим террористов (напомним, что все 40 членов банды Мовсара Бараева были уничтожены при штурме), организаторов и участников штурма, а также медиков. Признать незаконными эти постановления потерпевшие и их адвокат пытаются уже почти год. Но никто и никогда до сих пор не видел эти документы воочию.

"Нас почти демонстративно не допускали к этим документам, - рассказала "Газете" адвокат Карина Москаленко. - Почти год мы ходатайствуем об истребовании этих постановлений, и почти год судья Карагодина отказывает нам в этом, даже после того как большинство этих решений отменил Мосгорсуд. Более того, даже когда мы получали положительное решение других судей, нам демонстративно отказывали в самой Мосгорпрокуратуре. То есть отказывались выполнять решение суда, дискредитируя тем самым судебную власть". И вот в четверг сразу в двух судебных залах Замоскворецкого суда были приняты решения об открытии "секретных" постановлений Мосгорпрокуратуры. Судья Суфина "дожала" прокуратуру в интересах семьи погибшего Игоря Финогенова, а судья Васина - в интересах жительницы Казахстана Светланы Губаревой, потерявшей в "Норд-Осте" дочь и зятя. "Теперь мы получим доступ и по всем другим нашим делам", - считает Москаленко. "Секретные" постановления появились после целого года следствия. "По факту массовой гибели людей Мосгорпрокуратурой было возбуждено уголовное дело, - рассказывает Карина Москаленко. - Но против кого оно возбуждено? Следователи должны были определить, кого привлекать к уголовной ответственности. А они отказали в возбуждении уголовных дел в отношении трех категорий: в одном постановлении - отношении сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и террористов; во втором - в отношении медиков, не оказавших должным образом помощь пострадавшим".

"Воздействие неидентифицированного вещества".

В четверг адвокат и ее подзащитные (семья Игоря Финогенова; Губарева не смогла приехать из Казахстана) изучали представленные документы. "Первое постановление - 70 листов, - продолжает Москаленко. - И никакой конкретики. "Пустое" постановление, непонятно, на основании чего сделаны такие выводы, нет отсылов к материалам дела. Но доступ к делу мы тоже получили. Нам уже дали первые 11 томов". Второе постановление - про медиков, - наоборот, по мнению адвоката, "говорящее". Оно документально подтверждает, например, тот факт, что машины "скорой помощи" прибыли к театральному центру более чем через два часа после того, как был пущен газ. Среди многих факторов смерти людей указывается "воздействие неидентифицированного химического вещества, примененного правоохранительными органами". "Если оно не идентифицировано, то, может быть, это было вообще другое вещество, - рассуждает адвокат. - Отравляющий газ, к примеру. И как тогда можно было правильно подобрать антидот, если оно не идентифицировано?"

В случае если эти постановления все-таки будут признаны незаконными, Москаленко и ее доверители просят возбудить в отношении виновных в гибели людей уголовные дела по статьям 286 ("Превышение должностных полномочий") и 109 ("Причинение смерти по неосторожности") УК РФ.ил. Фентанил - вещество из группы опиатов, очень часто используется в анестезии. По словам медиков, он способен не только оказывать обезболивающий эффект, но и вызвать состояние комы и даже смерть в результате остановки дыхания и кровообращения. Фентанил оказывает угнетающее влияние на дыхательный центр, замедляет сердечный ритм. Эффект от его применения возникает через 5 минут, продолжительность действия препарата при однократном введении - не более 30 минут. При применении фентанила в больших дозах становится трудно дышать, наблюдаются сбои в работе сердца, бронхиальные спазмы и мышечные судороги.

Эксперты, оценивающие тактику проведения операции, неоднократно говорили, что этот газ не подходил для ситуации - он слишком медленно действовал и не мог помешать террористам в осуществлении их планов. Более того, медики были не готовы к такому развитию событий. Не хватало "скорых", шприцов с антидотом, и помощь была оказана далеко не всем пострадавшим. Многие попали в больницы без укола антидота и через несколько часов после того, как был пущен газ.

Дело может быть закрыто.

На основании этих данных многие пострадавшие обратились в столичные суды с требованием компенсировать им моральный ущерб в связи со смертью родственников. Истцы были уверены, что причина гибели их родных - газ фентанил. Иски были адресованы к московскому правительству, общая их сумма составляла более 60 миллионов долларов. Однако всем им было отказано: суд счел московское правительство ненадлежащим ответчиком в части причинения морального вреда. Материальный вред - в связи с потерей кормильца, - правда, некоторым из пострадавших был компенсирован. Но в очень небольших размерах. В четверг же стало известно, что в гибели 129 человек не виновато не только московское правительство, но еще и террористы, сотрудники правоохранительных органов и медики. Крайних нет. Люди просто умерли сами. Дело о гибели людей в здании "Норд-Оста" может быть закрыто уже 26 декабря - именно до этой даты продлен срок следствия.

Маргарита Кондратьева

Опубликовано 11 ноября 2004 года.

источник: Газета.GZT.RU