"Неужели надо было дом громить?"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Почти пять часов спецподразделения готовились к штурму одной из квартир на окраине Махачкалы, где, по оперативной информации, скрывался Расул Макашарипов, главарь банды, на счету которой числятся убийства почти 30 сотрудников правоохранительных органов. Забаррикадировавшиеся в жилище преступники успели застрелить одного милиционера и ранили замминистра внутренних дел Дагестана. Однако когда после мощной огневой подготовки бойцы спецназа ворвались внутрь квартиры, оказалось, что там никого нет. Бандиты, как предполагается, переоделись в милицейскую форму и успели скрыться еще до начала штурма.

Ранение замминистра

За Расулом Макашариповым по прозвищу Муслим охотятся уже давно. Многих членов его банды удалось ликвидировать, некоторых взяли живьем и уже осудили к значительным срокам лишения свободы. Но сам главарь был неуловим.

Наконец появились достоверные данные: бандит находится в квартире № 29 в 9-этажном жилом доме на улице Перова. К объекту стянули подразделения ОМОНа. Первая попытка войти в квартиру, где, по оперативной информации, находились трое мужчин, включая Муслима, и две женщины, была предпринята 9 октября около 23.00. Пока непонятно, в какой момент боевики открыли огонь: увидев, что бойцы начинают окружать дом, как утверждают одни свидетели, или же когда омоновцы уже подбегали к подъезду, как говорят другие. Так или иначе, но именно в первые минуты операции от пуль бандитов погиб старший сержант Зейфулла Алиахмедов и был ранен в бедро замминистра внутренних дел Дагестана Муслим Даххаев. Он был доставлен в больницу. Его жизнь, по оценкам врачей, находится вне опасности.

Муслим Даххаев

В прошлом глава Новолакского райотдела милиции. Героически проявил себя в 1999 году во время вторжения банд Басаева и Хаттаба в Дагестан. Окруженный с подчиненными милиционерами и бойцами липецкого ОМОНа в здании РОВД, он отказал Басаеву в требовании "сдать русских" в обмен на свободу и ночью вывел всех подчиненных из окружения. Тогда его представили к званию Героя России, однако высшей награды полковник милиции так и не дождался.

Получив отпор, омоновцы отступили. Наступило длительное затишье. По словам одного из местных жителей, через некоторое время после перестрелки возле дома видели двух вооруженных людей в камуфляжной форме (по другим свидетельствам - в спортивных костюмах), выскочивших из того же подъезда. Обоим удалось скрыться.

Холостой штурм

Между тем силовики начали обстоятельную подготовку к штурму. Все жильцы второго подъезда были эвакуированы. "К нам постучали около полуночи. Милиционеры сказали, чтобы мы уходили, потому что сейчас начнется стрельба, - рассказал корреспондентам ГАЗЕТЫ Камиль Зайнудинов из 31-й квартиры. - Наш маленький ребенок уже спал, одевать его было некогда, схватил, завернул в одеяло и выбежал на улицу. Мы с женой и двумя детьми поехали к родителям». Остальные жильцы тоже разошлись по родственникам и соседям. Кое-кто даже ночевал в мечети, расположенной по соседству с домом.

Когда же утром Камиль вернулся, он нашел свою квартиру разгромленной. "Дверь была высажена, все вверх дном. Много чего пропало. Я пчеловод, и у меня было полтора килограмма прополиса - он исчез. Исчезла и кое-какая техника". "У меня пропал паспорт, - рассказала жена Камиля Асият Магомедова, - и еще исчезли подарки на Ураза-байрам (праздник разговения. - ГАЗЕТА), которые мы заранее приготовили". Разруха царила и в соседней 30-й квартире: перекошенная входная дверь, ободранные стены, разбитые окна.

"Картинки из жизни сподвижников пророка"

Подготовка к штурму продолжалась с 23.00 до 4.00: к зданию подтянули БТР, на крышах соседних домов разместили снайперов, внешнее кольцо окружения обеспечили силами сотрудников патрульно-постовой службы, вызвали кинологов. На место прибыли министр внутренних дел Дагестана и его заместители, их штаб был развернут в автобусе. В это время не было слышно ни одного выстрела, даже машины подъезжали на тихом ходу и с выключенными фарами.

Штурм начался в 4.05. По крайней мере именно в это время прогремел первый взрыв. Вся операция по захвату квартиры заняла полчаса. Переговоров не планировалось, по рации сразу дали команду «Готовность №1». Судя по всему, события развивались по обычной в таких случаях схеме: комнату через окно (с крыши одноэтажн, не сработало. Пока в помещении работали саперы, милиция задержала в доме несколько человек. Сначала на улицу вывели двух женщин, одетых в длинные платья и платки, закрывающие голову и грудь. Одну из них, на вид лет 25--30, считают женой Расула Макашарипова, вторую - его родственницей или родственницей кого-то из подручных Муслима. Затем были задержаны трое мужчин и еще одна женщина. Мужчины напоминали азербайджанцев; один из них сказал, что работает грузчиком на рынке. При обыске ничего криминального у них не обнаружили, однако всех троих и одну из женщин увезли на допрос.

"Вот такое у нас государство"

Следственные действия на месте штурма закончились довольно быстро. Когда в среду в два часа дня корреспондент ГАЗЕТЫ посетил 29-ю квартиру, там находились только зеваки. Дверь, вернее то, что от нее осталось, оказалась даже неопечатанной. Двухкомнатная квартира со следами свежего капитального ремонта была полностью разгромлена. Следы от пуль и осколков гранат виднелись только в одной комнате и коридорчике, но в остальных помещениях разгром был не меньшим - видимо, это были результаты обыска. В ванной обвалился подвесной потолок, на кухне разбито окно и исковерканы жалюзи. На полу, среди стекла и штукатурки, лежали полусгоревшие ковры, красное кружевное женское белье, детская курточка, мягкая игрушка и клавиатура от компьютера. В доме вышел из строя лифт. "Мы не можем проникнуть внутрь из-за искореженных дверей, - рассказал ГАЗЕТЕ Баганд Яхъяев, начальник управления «Махачкалалифт». - Так что пока людям придется ходить по лестнице. Когда исправим лифт, не знаю. Это зависит от того, когда выделят средства. Такой лифт стоит 450 тысяч рублей, и это без монтажа. Если выделят деньги сразу, сделаем за несколько дней". Жильцы пострадавших квартир, не дожидаясь определения ущерба, уже начали уборку и ремонт. По их словам, никто из официальных структур не интересовался их убытками. Один из жильцов, позвонивший в МЧС, услышал в ответ: "Мы тут ни при чем. Обращайтесь в МВД". "Вот такое у нас государство, такая милиция, - переговаривались соседи. - Неужели надо было громить дом? Неужели нельзя было засаду во дворе устроить? Ведь выходили же они иногда из квартиры..."


Наталья Крайнова, Елена Бакидова

Опубликовано 10 ноября 2004 года

источник: Газета.GZT.RU