Новое старое телевидение
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Один монтажный стол и две профессиональные телекамеры. А еще коллектив единомышленников, который, по словам работающих здесь людей, с каждым днем становится все больше.
В небольшом помещении на втором этаже здания АбиГИ, где нынче располагается штаб кандидата в президенты Рауля Хаджимба, собрались люди, которых знает в лицо чуть ли не вся Абхазия: корреспондентка Эмма Ходжава, один из лучших операторов в республике Ибрагим Чкадуа, молодой, но уже уверенно заявивший о себе репортер Левон Галустян и многие другие...
Эти люди - часть коллектива абхазской государственной телерадиокомпании, выразившая несогласие с политикой нынешнего руководства АГТРК и наладившая альтернативную работу. Впрочем, термин "альтернативное телевидение" им не по душе:
"Мы и есть самое настоящее абхазское государственное телевидение и юридически, и этически, - говорят они, - и мы работаем не на конкретные личности, а в интересах нашей страны и нашего общества..."
О своих коллегах из другого "телевизионного лагеря" здесь выражаются предельно корректно, хотя и считают их людьми, "всегда работавшими на власть". Сам факт контроля территории сухумского телецентра вооруженными сторонниками Сергея Багапш здесь называют не иначе, как "вооруженным захватом".
"В нынешней ситуации у каждого своя правда, - говорит Эмма Ходжава, - и мы нашу правду никому не навязываем, просто стараемся дать людям возможность получать информацию не только под одним углом зрения. Поэтому мы стараемся не давать в эфир наши информационные выпуски одновременно с новостями пробагапшевского телевидения. Важно, чтобы люди имели возможность ознакомиться и с их видением проблемы, и с нашей точкой зрения. Только так они смогут в полной мере оценить ситуацию и сделать самостоятельные выводы..."
Что касается нашумевшего фильма о нарушениях в ходе выборов в Гальском районе, Эмма Ходжава считает, что ей и оператору удалось избежать предвзятости и просто показать фактическое положение дел: "Я сам туда выезжал, и нарушения действительно имели место, - говорит Ибрагим Чкадуа. - Мы просто рассказали все, как есть, ничего от себя не добавив. Потом нас обвинили в национализме, в том, что мы якобы против участия в выборах грузинского населения страны. Это не так. На самом деле мы против того, чтобы президента нам выбирали граждане Грузии, люди с грузинскими паспортами. То, что подобное имело место в Гальском районе, не вызывает у нас никаких сомнений. Другое дело, когда голосует гражданин нашей страны. Он выполняет свой гражданский долг, и при этом его национальность не имеет никакого значения..."
Для трансляции альтернативное телевидение использует телевизионные вышки в Пицунде и Ткуарчале. Доступ к сухумской телевышке для этой части коллектива АГТРК пока закрыт. Впрочем, особого пессимизма по этому поводу телевизионщики не высказывают:
"Пока мы работаем здесь, действуем в рамках закона, - говорит Ибрагим Чкадуа. - А что касается нашего возвращения в наш телецентр... Мы туда обязательно вернемся, в этом нет никаких сомнений. Это всего лишь вопрос времени".
Однако смогут ли журналисты, пройдя через все перипетии политических бурь, снова стать единым творческим коллективом? Каким выйдет из этого кризиса все наше небольшое журналистское сообщество, ныне расколотое на два лагеря? Сумеет ли оно пройти через трудный экзамен на прочность? Экзамен, который сдает не только пресса, но и все наше государство, весь наш народ? Вопрос пока остается открытым...
Арсен Алоев
Опубликовано 9 ноября 2004 года