Кризис в Карачаево-Черкесии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Всю эту неделю Карачаево-Черкесию будоражило. А 1 ноября тысячи людей собрались на митинг в столичном городе Черкесске, требуя отставки президента республики Мустафы Батдыева и всех его министров.

Митингующие заявляли о том, что Батдыев не может справиться с растущим кризисом, начавшимся после недавнего исчезновения семи молодых людей, в чем, утверждали они, замешан зять президента.

Участники акции, и среди них родственники пропавших, заявили о готовности протестовать до тех пор, пока "все виновные не будут наказаны".

К этому времени Али Каитов, муж дочери президента, уже взят под стражу по обвинению в организации убийства. Предположение о том, что семь исчезнувших человек были убиты, возникло после того, как в предположительном месте преступления были обнаружены следы крови и пуль.

Каитов сам сдался властям 25 октября, после того, как его публично объявили основным подозреваемым. Кроме него, арестованы еще 11 человек, еще четверо подозреваемых находятся в бегах.

Предполагаемое преступление произошло вечером 10 октября, когда группа из семи молодых людей, включая Расула Богатырева, члена местного парламента и делового партнера Каитова, якобы направилась на встречу с последним. После этого их никто не видел.

В числе других арестованных по подозрению в причастности к убийству милиционеры и охранники загородного дома, где, как полагают, проходила встреча.

Свидетели сообщают, что слышали выстрелы вблизи дома.

В прокуратуре утверждают, что это дело связано с противостоянием по поводу прав на завод имени Цахилова, один из основных производителей красок и лаков на юге России. Доля Каитова в этом предприятии - 30 процентов, Богатырева - 20 процентов.

IWPR попытался связаться с адвокатами Каитова, но не сумел выяснить ни в прокуратуре, ни у других источников, где они находятся. Говорят, что они где-то за пределами Карачаево-Черкесии.

Уголовное первоначально дело приобрело политическую окраску, когда отчаявшиеся родственники семи исчезнувших, обвиняя власти в бездействии, ворвались в кабинет Батдыева. Президент был вынужден бежать вместе с охраной.

Сейчас Батдыев объявил, что его дочь Людмила разводится с Каитовым. А сам Каитов, как сообщило 27 октября информационное агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на заместителя генерального прокурора Николая Шепеля, отказался давать впредь какие-либо показания на основании конституционного права, согласно которому "никто не обязан свидетельствовать против самого себя".

Между тем 18 октября произошло другое преступление - недалеко от здания министерства внутренних дел был убит вице-премьер Карачаево-Черкесии Ансар Тебуев. Случившееся усилило настроения в обществе, считающем, что события в республике выходят из-под контроля. Хотя надо сказать, что связь между этими инцидентами остается неясной.

К делу об исчезновении семи человек подключилась генеральная прокуратура Российской Федерации. Из Москвы прибыла специальная группа, которая взяла на себя руководство расследованием.

Президент России Владимир Путин также направил в Черкесск своего нового представителя на Северном Кавказе Дмитрия Козака для встречи с членами семей исчезнувших людей и снятия напряжения.

Батдыев объявил вознаграждение в пять миллионов рублей (170 тысяч долларов) за информацию о местонахождении исчезнувших людей и два миллиона рублей за помощь в нахождении убийц Тебуева.

Но эти меры оказались совершенно недостаточными для родственников и на митинге 1 ноября протестующие потребовали, чтобы Батдыев вышел к ним и отчитался о ходе следствия по этому делу.

"Будь проклята эта власть, сросшаяся с криминалом!", - заявил отец одного из пропавших парней Махмуд Кубанов.

Исходя из специфических для многих народов Северного Кавказа проблем, могли бы возникнуть предположения о связи этих преступлений с исламским фундаментализмом или этническими распрями. Но политические обозреватели в Карачаево-Черкесии в неофициальных беседах заявили IWPR, что убийство Тебуева и случай с исчезновением связаны, скорее всего, только с бизнесом.

Российские официальные лица, расследующие это последнее дело, тоже вполне определенно связывают его с химическим заводом имени Цалихова, где и Каитов, и Богатырев имеют деловые интересы.

Завод, одно из самых прибыльных предприятий в Карачаево-Черкесии, был приватизирован относительно недавно - в середине 90-х годов прошлого века. Борьба за право контролировать компанию началась после смерти основного владельца акций Захара Цалихова.

"Следователи полагают, что именно противостояние из-за ... акций на химическом заводе привело к трагическим октябрьским событиям", - говорит Али-Хасан Акбаев, директор отдела экономики и мониторинга общественного мнения Западнокавказского аналитического центра.

Но пока никто из правительства Карачаево-Черкесии не делал комментариев по поводу того, какую роль во всех этих событиях могли сыграть споры, связанные с заводом.

А смерть Тебуева стала дополнительным ударом для президента Батдыева.

Бывший полковник милиции Тебуев считался очень влиятельным и богатым человеком. Вначале он был заместителем министра внутренних дел, а с апреля стал заниматься социальными вопросами в правительстве.

Тебуев и Батдыев были близкими друзьями, выходцами из одного региона и учениками одной школы. Представитель правительства, который не захотел разглашать свое имя, заметил в беседе с IWPR, что Тебуев был "почти незаменим" для президента.

На заседании Кабинета министров, которое транслировалось по телевидению, Батдыев заявил, что, по всей вероятности, убийцы Тебуева были или обычными криминалами, или исламскими экстремистами. Однако большинству обозревателей такая версия кажется неправдоподобной.

Ахмат Эбзеев

Опубликовано 5 ноября 2004 года

источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)