37-й возвращается?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Нынешнее усиление вертикали власти в России все больше начинает напоминать прежнее - 70-летней давности. Во всяком случае, инициатива Генеральной прокуратуры во главе с Устиновым осуществлять "контрзахват заложников" заставляет вспомнить печально известный 37-й год, когда родственники политических заключенных также подвергались репрессиям.

"Задержание родственников террориста во время проведения теракта, безусловно, поможет нам сохранить и спасти людей", - заявил на прошлой неделе в Госдуме Генпрокурор РФ Владимир Устинов.

По его словам, речь идет о задержании родственников экстремистов на время терактов, связанных с захватом заложников.

После некоторого раздумья спикер Госдумы Борис Грызлов, отвечая на предложение Генпрокурора, заявил, что "если данное предложение, о котором я впервые услышал сегодня, будет оформлено как поправка, она будет рассмотрена".

Грызлов также сообщил, что на сегодняшний день действуют законы, которые регламентируют возможности силовых структур при проведении операций по освобождению заложников. Он отметил, что сейчас родственники террористов часто используются для проведения переговоров. При этом Грызлов тут же сделал уточнение, что это происходит исключительно на добровольной основе.

Комментарий директора ФСБ Николая Патрушева был не менее осторожным: "ФСБ будет действовать на основе законов, которые существуют". При этом Патрушев заявил, что "назрела острая необходимость внесения в действующее законодательство положений, предусматривающих введение особых правовых режимов защиты от террористических угроз как, например, режим террористической опасности, режим контртеррористической операции и режим чрезвычайного положения".

Крайне лояльно выглядело и заявление по этому поводу чеченского руководства. Президент Чечни Алу Алханов в прямом эфире радиостанции" Это Москвы" заявил, что "если такой закон будет принят, государственные органы, органы исполнительной власти имеют право действовать согласно данному закону".

"Ситуация сложная, и если сегодня такой закон будет приниматься, это продиктовано обстановкой. Наверное, не от хорошей жизни Генпрокурор выступил с такой инициативой", - сказал он.

Зато представители правозащитных организаций не стеснялись в комментариях, выступив с резкой критикой предложения Устинова. Так, в заявлении общества "Мемориал" высказывания Генпрокурора Владимира Устинова были названы "попыткой восстановления сталинского законодательства". В нем также правозащитники призвали президента Путина освободить Устинова от должности.

А депутат Госдумы Владимир Рыжков заявил в эфире "Эха Москвы", что захват в заложники родственников террористов государством - грубейшее нарушение Конституции. "По сути, это государственный терроризм", - сказал он.

Казбек Цураев

Опубликовано 2 ноября 2004 года