Армения: валютные страсти

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Впервые за последние семь лет курс армянского драма резко повысился по отношению к американскому доллару, что, по некоторым утверждениям, может вылиться неблагоприятными последствиями для экономики страны, жители которой находятся в зависимости не только от национальной валюты, но и от "зеленых".

В настоящее время расчетный курс драма колеблется в пределах 512 драмов, а рыночный не превышает 505 драмов за 1 доллар. Между тем еще несколько месяцев назад этот показатель доходил до отметки 575 драмов за 1 доллар США. Министр финансов и экономики Вардан Хачатрян в попытке успокоить население заявил, что принимаются все необходимые меры для минимизации негативного воздействия этого явления на госбюджет Армении.

Однако эффект от изменений на валютном рынке уже дает о себе знать. Причем не самым приятным образом. В первую очередь страдают отечественные производители, экспортирующие свою продукцию за пределы страны, а также граждане, живущие на денежные переводы из зарубежья.

"Не секрет, что значительная часть населения живет на иждивении родственников, работающих за пределами страны. Из 200 долларов, которые мне присылает из Краснодара (Россия) муж, ежемесячно моя семья теряет около 20 долларов, а ведь это немалые деньги, учитывая рост цен на потребительские товары", - сказала IWPR 49-летняя жительница Еревана Рита Саркисян.

Такие семьи в Армении не редкость. Согласно официальной статистике, за годы независимости в поисках заработков Армению покинули около 1 миллиона человек, что составляет около трети общего населения страны. Несмотря на то что большинство из них мигрировали в Россию, главной валютой, в которой осуществляются денежные переводы, остается доллар.

Глава Центрального банка Тигран Саркисян объясняет ослабление доллара и укрепление драма несколькими факторами - как внутренними, так и внешними. "Это, в первую очередь, рост в первом полугодии 2004 года частных трансфертов на 46 процентов только посредством банковской системы, увеличение объемов экспорта на 40 процентов и числа туристов - на 24 процента, что и привело к широкомасштабному притоку в страну инвалютных средств", - сказал он, добавив, что определенную роль сыграл и рост ВВП, за последние годы составивший в среднем 10 процентов.

Во время парламентских дискуссий, поводом к которым послужила ситуация на валютном рынке, Тигран Саркисян заметил, что Армения вступает на качественно новый этап экономического развития, сопровождающийся ростом доходов населения, и, неизбежно, ревальвацией курса драма. "Невозможно иметь высокий экономический рост, рост производительности в одно и то же время с девальвацией национальной валюты", - сказал он.

Другие эксперты относят укрепление драма на счет тенденций, сложившихся во внешней, а не внутренней, экономике.

Бывший министр статистики Эдуард Агаджанов находит рисуемую Центральным банком картину процветающей Армении не соответствующей действительности. "Создается впечатление, что Армения вдруг превратилась в Мекку для туристов, армяне за рубежом в одночасье разбогатели и отправили деньги своим родственникам в Армению", - сказал он в беседе с IWPR.

"Армения не относится к числу развитых и богатых стран, чтобы только за счет внутреннего роста развития, какими бы высокими они ни были, могла обеспечить укрепление и стабильность собственной валюты", - сказала преподаватель экономики в одном из коммерческих вузов Карине Геворкян. По ее словам, приток валюты в страну обусловили тенденции на международных валютных и финансовых рынках, связанные с ростом мировых цен на нефть, а также экономические и финансовые индикаторы в Российской Федерации, странах Европы и США.

Саркисян придает большое значение осуществленной в России либерализации валютного законодательства, результатом которой стало, к примеру, увеличение лимита вывоза наличной иностранной валюты до 10 тысяч долларов.

По мнению Агаджанова, повышенный курс армянского драма бьет по экономике страны, способствуя сокращению темпов роста экспорта. Со ссылкой на статистические данные он отметил, что в нынешнем году в результате внешнеторговой деятельности хозсубъектов Армении отрицательное сальдо торгового баланса составило 285,1 миллиона долларов (импорт - 625,1 миллиона долларов, экспорт - 340 миллионов долларов).

Агаджанов полагает, что ответственность за сложившуюся ситуацию частично ложится на импортеров топлива, сахара и зерна, которым укрепление драма идет "на пользу". С этой точкой зрения соглашается директор Аванского солекомбината Арег Гукасян. "Заниженный курс выгоден только импортерам, которые получают сверхприбыль, в то время как экспорт несет серьезные убытки", - сказал он IWPR, добавив при этом, что сам он потерял как минимум 25% от доходов.

Однако глава постоянной комиссии по финансово-кредитным, бюджетным и экономическим вопросам Национального Собрания Армении Гагик Минасян склонен считать, что такое положении дел имеет свои преимущества. "Однозначно описывать ситуацию в черных тонах неправильно, тем более что предприниматели могут воспользоваться ситуацией для ввоза на льготных условиях оборудования с дальнейшим производством продукции, которая будет конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках", - сказал он IWPR.

Экспортерам он советует заключать сделки не в долларах, а драмах или другой иностранной валюте. "А средства из России лучше высылать российскими рублями", - сказал он. Однако, как сообщили IWPR в некоторых комбанках страны, осуществляющих переводы, не все филиалы армянских банков в России выполняют денежные операции в рублях.

Экономическая дилемма в глазах некоторых получает политическое содержание.

"Убежден, что ситуация на валютном рынке на руку группе лиц, близкой к кругам, влияющим на курс нацвалюты. О простом народе, как всегда, мало кто задумывается", - сказал IWPR депутат парламента, представитель оппозиционной партии "Национальное единение" Агаси Аршакян. Он обвинил Центральный банк в том, что тот не вмешался и не удержал доллар от обесценивания.

Экономист Левон Даннелянц также считает, что ЦБ должен был что-то предпринять. "В первую очередь, можно было бы осуществить элементарную денежную эмиссию и дешево купить доллар, за счет чего увеличить валютные резервы".

Глава ЦБ Саркисян в свою очередь призывает избегать "искусственной стимуляции экспорта - опасного явления, которое может привести к кризису".

"Если государство начнет субсидировать производство, то это ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков, а по завершении субсидирования армянское производство окажется неконкурентоспособным", - сказал он.

По словам главного банкира страны, основной задачей Центрального банка является сдерживание инфляции. Согласно официальным данным, в сентябре 2004 года, по сравнению с декабрем 2003 года, в Армении зафиксирована дефляция в 1,3 процента.

Однако подобные утверждения не находят поддержки у обычных граждан.

"Лично я не ощутила на себе сдерживания цен, поскольку жизненно важные продовольственные товары, как хлеб, масло и мясо подорожали, а фрукты весь летний период были очень дорогими", - сказала жительница города Севан Алла Айрапетян.

Эксперты полагают, что правительство не видит в укреплении драма поводов для беспокойства. Властям хотелось бы, чтобы увеличились объемы сбережений в нацвалюте, что, по их мнению, должно привести к сокращению процента долларизации и удельного веса теневой экономики. Другой вопрос заключается в том, готовы армянские граждане довериться драму или нет.

Экономист Карине Геворкян предпочла бы держать свои сбережения в долларах или евро, тогда как предприниматель Арег Гукасян считает, что ревальвация драма ощутима единственно на пунктах обмена валюты.

"Правильнее было бы назвать эту ситуацию обесцениванием доллара, но никак не укреплением драма", - сказал он.

Наира Мелкумян

Опубликовано 22 октября 2004 года