Как и ожидалось, генерал победил на выборах в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Генерал-майор Алу Алханов, министр внутренних дел в прокремлевском правительстве Чечни, был объявлен победителем досрочных президентских выборов в республике, что было предрешено, еще когда в июне он заявил о своем участии в них.

По неофициальным данным избирательной комиссии Чечни, в воскресенье Алханов набрал 73,48% голосов, разгромив шестерых соперников так же, как это сделал его предшественник Ахмад Кадыров, убитый в мае.

Результаты никого не удивили. Международные аналитики в прошлом году высмеяли выборы Кадырова, назвав их фарсом, а десятки жителей Чечни сказали в интервью, взятых у них накануне последних выборов, что ничего не изменится.

Они говорили, что за Алхановым стоит Кремль, а, значит, его им просто навяжут.

Сильнейший из соперников Алханова, Мовсур Хамидов, получил менее девяти процентов голосов. Хамидова, сделавшего карьеру в Федеральной Службе Безопасности, одной из преемниц КГБ, некоторые аналитики считали запасным кандидатом Москвы на тот случай, если Алханова убьют до выборов.

Теперь, когда Алханов победил, надо решить более сложную задачу: повести за собой людей, которые, как говорит власти, его избрали.

За десять лет, в которые успели произойти две войны между российской властью и чеченскими исламистами и сепаратистами, Чечня стала землей ужасов, крохотным уголком России, лежащим в руинах. В горах на юге республики идут бои, а на улицах ее городов - засады боевиков и террористические акты.

В ее столице городе Грозном, покрытом битым камнем, размещены и российские войска и разнообразные вооруженные группы чеченцев. Коррупция системна, экономика разорена, а преступность невозможно сдержать. Похищения людей здесь обычны, так что немногие отваживаются приехать сюда с Запада.

Кремль выработал стратегию действия через своих доверенных лиц на месте, надеясь передать им власть и вывести свои войска и милицию. Также он пообещал восстановить республику, хотя немногое указывает на какой-то прогресс.

В своем выступлении в понедельник, Алханов заявил, что будет продолжать курс Кремля и пообещал исправить ситуацию с правами человека в республике, которую международные организации называют угрожающей.

"Думаю, что в ближайшем будущем вы увидите определенные улучшения", сказал он.

Генерал Алханов также заявил о возможной амнистии для тех повстанцев, которые сложат оружие и отрекутся от сепаратистских устремлений.

Однако, он дал понять, что в настоящее время не ведет переговоров с повстанцами, а с Асланом Масхадовым, командующим боевиков и бывшим президентом Чечни, заявившим, что каждый, избранный на президентский пост, будет убит, в переговоры вступать не намерен.

"Единственный шанс для Масхадова - это извиниться перед народом, который он втянул в войну и предстать перед судом", сказал генерал Алханов.

Согласно конституции Чечни, генерал Алханов избран на четырехлетний срок и должен принести присягу в течение месяца. К понедельнику дата инаугурации еще не была установлена.

Генерал Алханов производит иное впечатление, чем многие из его окружения, крикливые люди, бряцающие оружием. Несмотря на медвежье телосложение, он говорит тихим размеренным голосом. После целого ряда регулярных выступлений в СМИ, он чувствует себя лучше перед массами.

В понедельник он, похоже, с удовольствием общался с западными журналистами, отмахиваясь от советников, намекавших ему, что пора закончить с задаванием вопросов, и даже растянул пресс-конференцию.

Еще предстоит увидеть, считает ли его чеченский народ своим легитимно избранным президентом.

Хотя правительство республики в понедельник подчеркнуло, что за ходом выборов следили международные наблюдатели, наблюдателей было мало, и на избирательных участках они не задерживались. Журналисты не встретились с ними ни на одном из посещенных ими избирательных участков.

Более того, похоже, что официальные данные по явке избирателей - 85% - взяты из воздуха. В день выборов толпы журналистов пытались найти избирателей на нескольких участках, но Грозный казался практически покинутым жителями, пустым городом, что резко контрастировало с суетой, которая вернулась туда в понедельник.

На выборах не было и международных наблюдателей, следящих за тем, как запечатываются урны для голосования, сколько избирателей пришло за день на участок, а затем проверяющих соответствие количества бюллетеней в урне числу избирателей.

Это было бы важной гарантией в Чечне, где все время слышатся обвинения в использовании фальшивых бюллетеней. Например, на воскресных выборах журналист "Коммерсанта" Муса Мурадов голосовал, по его собственным словам, четыре раза. В пятый раз ему отказали, но он уверен, что если бы не работа, то голосовал бы и дальше. "Мог бы, конечно, и больше, но нужно было передавать материал в редакцию", пишет он в своей статье в понедельник.

Си Джей Чиверз

Опубликовано 31 августа 2004 года

Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru

источник: Газета "The New York Times" (США)