Интервью Рауля Хаджимба агентству "Апсныпресс"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Корр.: Рауль Джумкович, почему Вы решили баллотироваться в президенты?
Рауль Хаджимба: Во-первых, это было предложение президента Владислава Григорьевича Ардзинба, о котором мне стало известно намного раньше. Я подумал и согласился с ним.
Во-вторых, за это время я приобрел опыт, почувствовал ответственность за все, что происходит в республике. Так или иначе, будучи премьер-министром, мне пришлось решать не самые легкие проблемы. Было много сложных ситуаций, но мы, я полагаю, достойно выходили из них.
Корр.: Что Вы намерены предпринять, прежде всего, в случае избрания Вас президентом?
Р. Хаджимба: Необходимо реформировать правоохранительные органы. Без этого ничто не изменится ни в экономике, ни в социальной сфере, да и в обществе в целом.
Корр.: Практически все кандидаты ратуют за реформу. Как конкретно Вы намерены осуществлять реформирование правоохранительных органов?
Р. Хаджимба: Во-первых, надо менять людей, которые засиделись в своих креслах за долгие годы. Во-вторых, привлечь в правоохранительные органы профессионалов. За пределами Абхазии есть такие люди, и мы уже начали приглашать их. В-третьих, следует произвести сокращение раздутых штатов во многих структурах. Пусть лучше качественно работают 10 профессионалов и получают нормальную зарплату, чем 100 человек, которые получают мизер и создают видимость работы. Надо платить людям и требовать с них.
Корр.: Население республики очень беспокоят вопросы обеспечения безопасности, как внутренней, так и внешней. Что, на Ваш взгляд, следует сделать в этом направлении?
Р. Хаджимба: В первую очередь, это создание условий для того, чтобы в армии завершилась реформа, начатая в мою бытность министром обороны. Надо сократить некоторые ныне существующие подразделения, но вместе с тем, увеличить численность погранвойск. Подразделения Вооруженных сил Абхазии формируются на основе призыва. Нам надо переходить на контрактную службу, а высвобождающуюся часть призывников направить на пограничную службу. В этом случае, у нас появится возможность создать больше застав, технически оснастить их, что позволит четко контролировать границу по реке Ингур, а также морские рубежи.
Корр.: Если я правильно поняла, приоритетное направление — это погранвойска и охрана границ?
Р. Хаджимба: Да, именно так. В первую очередь надо обеспечит надежную охрану границ.
Надо также создавать условия для подготовки молодых военных специалистов, чтоб в перспективе они могли заменить тех, кто служит в армии со времен грузино-абхазской войны.
Корр.: Прямое отношение к вопросам внешней безопасности имеет и переговорный процесс, приостановленный из-за июльского инцидента на море. Что Вы думаете по поводу возобновления переговорного процесса?
Р. Хаджимба: Я считаю, что переговорный процесс следует продолжить, никакого застоя в нем не должно быть. Но при этом, те же международные структуры, участвующие в переговорном процессе, должны понять, что нельзя всегда и во всем обвинять исключительно абхазскую сторону. После событий на море 29 июля мы достаточно жестко заявили о том, что должна быть дана оценка действиям грузинской стороны. Мы пока что не получили никакого ответа.
Мы также предложили встретиться представителям абхазской и грузинской сторон и обсудить вопросы, связанные с морем. Московское соглашение о прекращении огня и разъединении сторон от 14 мая 1994г. не допускает применения силы ни на суше, ни в воздухе, ни на море. Если грузинская сторона на встрече согласится с нашим подходом, то, я думаю, переговорный процесс можно будет продолжить.
Корр.: Сегодня практически все партии и движения говорят о необходимости реформы системы власти в стране. Какой, на Ваш взгляд, должна быть эта реформа?
Р. Хаджимба: На первом этапе предстоит сокращение структур Кабинета министров не менее чем на 10%. Этот процесс уже начался. Необходимо ликвидировать многие дублирующие друг друга структуры. К примеру, у нас есть министерства экономики, культуры, а также соответствующие отделы в Кабинете министров. Зачем нужны отделы в правительстве или администрации президента, если есть соответствующие министерства? Если мы доверяем министру, то он вместе со своим аппаратом может готовить документы и представлять их в Кабинет министров на рассмотрение. Зачем создавать параллельные структуры?
Я считаю, что надо внести изменения в конституцию, чтоб обеспечить баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти. Парламент должен обладать правом утверждать правительство, а президент — правом распускать парламент.
Корр.: Вы не опасаетесь того, что президенту может что-то не понравиться, и он использует свое право роспуска законодательного органа страны?
Р. Хаджимба: С таким же успехом можно предположить подобные действия в России. Но речь идет не о прихоти, а о разумном подходе.
Президент, Кабинет министров и парламент представляют властный треугольник. Если он будет работать правильно, у нас проблем не возникнет. По нашей конституции, прокуратура обладает правом законодательной инициативы. Это нонсенс. Это было сделано в свое время. В соответствии с конституцией же правом ее толкования обладает парламент. Такое право должно быть передано Верховному Суду, выполняющему также функции конституционного.
Корр.: Что Вы думаете по поводу полномочий, которыми обладает нынешний президент? Готовы ли Вы, в случае избрания президентом, ограничить полномочия главы государства?
Р. Хаджимба: Утверждение того же премьера-министра парламентом - это уже ограничение полномочий президента. Премьер должен сам представлять членов команды, с которой ему придется работать. Премьер должен также иметь право решать вопрос отстранения от должности министров, а не просить об этом президента. Это вполне осуществимо в нашем маленьком государстве.
Кстати, утверждая кандидатуру премьер-министра, парламент будет нести также ответственность за него.
Корр.: Что будет приоритетным в Вашей деятельности на посту президента в случае избрания Вас главой государства?
Р. Хаджимба: В первую очередь, надо изыскать внутренние возможности для развития нашей экономики. И они у нас есть. Это и курорты, и сельское хозяйство, и природные ископаемые.
У нас есть инертные материалы, нанесенные реками. Их можно продавать, использовать в строительстве. Следует снять все ограничения, связанные с завозом товаров из России. Мы уже сделали это в отношении строительных материалов. Много ресурсов в аграрном секторе. Пора перестать искусственно поддерживать колхозы и совхозы. Эта форма хозяйствования давно изжила себя. Надо переходить к новым формам хозяйствования, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.
Государство поддерживает различные бизнес-проекты, пытаясь всем помочь. Это неправильно. Не следует гнаться за количеством. Лучше поддержать в полном объеме 20 проектов, но быть уверенными, что они дадут конкретные результаты, производство стане на ноги, начнет платить налоги.
Предмет особого разговора — наша налоговая система. У нас 16 наименований налогов. Что касается налоговых поступлений в бюджет, то здесь есть, над чем работать. Для поддержки малого бизнеса следует сократить число различных платежей и ввести вмененный налог.
Задача - создать условия для того, чтобы у нас появился средний класс. У нас в республике заметно имущественное расслоение граждан. Если появится заметная прослойка среднего класса, это позволит эффективнее проводить экономические реформы.
Корр.: На какой вопрос Вы бы хотели ответить сами?
Р. Хаджимба: Выборы должны пройти без эксцессов. Я открыто заявляю, что я сторонник честных, справедливых выборов.
Нас называют партией власти и обвиняют в использовании административного ресурса с целью завоевать президентское кресло. Надо быть откровенным: я не желал бы таким путем прийти к власти. Пусть все будет честно и открыто.
В день голосования люди придут на участки, и сами решат, кому отдать свои голоса. Я считаю недопустимым вбрасывание лишних бюллетеней. Пусть выиграет тот, кому избиратели отдадут больше голосов.
17 сентября 2004 г.