Международная Хельсинкская федерация: движение "Чеченский комитет национального спасения" оказалось под угрозой закрытия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера, 23 августа, Международная Хельсинкская федерация опубликовала заявление, посвященное давлению властей России на Региональное общественное движение "Чеченский комитет национального спасения". Ниже приводим его текст.
"Чеченский комитет национального спасения (ЧКНС), правозащитная неправительственная организация, член сети Всероссийского движения за права человека, оказалась на грани закрытия властями Ингушетии. Организация, руководимая Русланом Бадаловым, расположена и официально зарегистрирована в столице Ингушетии Назрани. Она занимается сбором и распространением информации о ситуации с правами человека в Чечне и прилегающих к ней районах в основном путем регулярных выпусков в Интернете пресс-релизов.
В августе 2004 года прокуратура Ингушетии подала представление в районный суд г. Назрани, обвиняя ЧКНС в распространении информации экстремистского характера, что нарушает статью 13 Федерального Закона "О противодействии экстремистской деятельности". В своем представлении прокуратура особо ссылалась на двенадцать пресс-релизов ЧКНС, утверждая, что они содержат недостоверные данные и/или ложные, обобщенные данные, направленные на обвинение российской армии и правоохранительных органов в массовых преступлениях. Прокуратура также утверждала, что таким образом ЧКНС целенаправленно поощрял враждебные, антигосударственные настроения, пытаясь заставить население оказывать сопротивление властям. Прокуратура потребовала назначения судебного разбирательства для изучения пресс-релизов с целью признания их экстремистскими.
В свою защиту Руслан Бадалов предварительно запросил мнение Независимого экспертно-правового совета (известной группы выдающихся российских адвокатов), который посчитал, что все 12 пресс-релизов ЧКНС не содержат экстремистских высказываний. МХФ также подвергает сомнению заключения прокуратуры, которые объявляют экстремистскими и беспочвенными различные части пресс-релизов ЧКНС, включая, например, следующее предложение: "по мнению местных жителей, все они стали жертвами террора, проводимого российскими силовыми структурами" (пресс-релиз N550 "В Ленинском районе Грозного найдены пять трупов" от 1 апреля 2004 года).
Судебное слушание было назначено на первую неделю сентября, но было отложено до 24 сентября из-за болезни Руслана Бадалова. МХФ опасается, что если суд постановит, что пресс-релизы ЧКНС содержат экстремистские материалы, деятельность организации будет рассматриваться также как экстремистская в соответствии с законом "О противодействии экстремистской деятельности", что приведет к предупреждению ЧКНС и к возможному приостановлению его деятельности без судебного разбирательства на период до 6 месяцев. Согласно тому же закону, прокуратура или министерство юстиции может соответственно потребовать судебное разбирательство с целью закрытия организации.
МХФ имеет все основания полагать, что ЧКНС преследуется за независимые доклады о нарушении прав человека российскими силовыми структурами в Чечне. МХФ опасается, что российский закон "О противодействии экстремистской деятельности", который в 2003 году был подвергнут критике Комиссией по правам человека ООН за его возможное выборочное применение против не экстремистских организаций, используется в целях приостановления работы одной из самых сильных правозащитных организаций на Северном Кавказе".