Юрий Буданов помиловал Владимира Путина, освободив его от ответственности перед Чечней
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера бывший полковник российской армии Юрий Буданов, осужденный за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой на десять лет, отозвал прошение о своем помиловании. Это решение осужденного Буданова избавило президента Владимира Путина от необходимости самому принимать решение по этому сложному вопросу. Адвокат Юрия Буданова Павел Астахов объяснил решение своего подзащитного беспрецедентным давлением, которое на него было оказано в последние дни. Однако через полгода осужденный Буданов вполне может покинуть тюрьму - уже без участия властей.
Президент вне опасности
Об отзыве бывшим танкистом прошения о помиловании вначале сообщила администрация Ульяновской области, а вслед за ней и облпрокуратура. При этом ни в администрации, ни в прокуратуре причину отзыва не объяснили. Не сделал этого и адвокат осужденного Буданова Павел Астахов. Отказавшись от комментариев, он, тем не менее, дал понять, что этот шаг Юрия Буданова стал следствием шумихи, поднятой в последнее время чиновниками и СМИ вокруг дела бывшего танкиста.
Напомним, что сразу после того как 15 сентября комиссия по помилованию Ульяновской области удовлетворила прошение Юрия Буданова, в Чечне начались акции протеста. Чеченцы в ультимативном порядке требовали оставить заключенного Буданова в тюрьме, заявляя, что, если он выйдет на свободу, это вызовет волнения на всем Северном Кавказе. Одновременно президент республики Алу Алханов и первый вице-премьер Рамзан Кадыров обратились в Кремль и к полпреду президента в Южном Федеральном округе Дмитрию Козаку с просьбой повлиять на ситуацию. Господин Козак ответил чеченцам через программу "Вести недели", сказав, что конечное решение за президентом РФ, но при этом отметил, что Владимир Путин должен оценить то, что Юрий Буданов уже отсидел четыре года и в "отношении другой стороны конфликта" решения о помиловании принимались не раз.
То, что губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов подпишет постановление комиссии о помиловании, сомнений ни у кого не вызывало. Когда генерал Шаманов воевал в Чечне, Юрий Буданов был его подчиненным. Генерал поддерживал полковника и во время судебного процесса, и после него, добившись, чтобы заключенного отправили отбывать срок в ульяновскую колонию.
Между тем необходимость принять решение о помиловании полковника Буданова могла поставить президента Путина перед весьма сложным выбором. С одной стороны, помилование могло стать логическим продолжением недавних событий в Беслане и объявленного президентом после нескольких громких терактов в стране нового жесткого курса на борьбу с терроризмом. Его с удовлетворением восприняли бы те, кто разделяет мнение Кремля о том, что бороться с терроризмом нужно путем ужесточения мер в отношении чеченцев. С другой стороны, помилование российского офицера, имя которого стало нарицательным в Чечне, могло привести к всплеску недовольства в самой республике. А это привело бы не только к ухудшению отношений между Кремлем и нынешним руководством Чечни, которое пришло к власти при активной поддержке самого Владимира Путина, но и в конечном итоге могло бы поставить под сомнение итоги политического урегулирования в Чечне.
Возможно, именно поэтому Кремль хранил упорное молчание в течение нескольких дней после того, как о решении ульяновского губернатора было объявлено публично. Усугубляло это впечатление и то, что ситуацию отказывались официально комментировать и в окружении президента. Ясности в позицию Кремля не вносили и анонимные комментарии чиновников Минюста, которые давали понять, что решение о помиловании полковника Буданова было принято с нарушением процедуры.
В этой ситуации заявление самого полковника Буданова об отказе от помилования представляется идеальным решением проблемы. Оно избавило Владимира Путина от необходимости принимать то или иное решение и вступать в противоречие со своими собственными политическими заявлениями.
Прокуратура в недоумении
Однако в понедельник вечером в дело об освобождении Юрия Буданова неожиданно вмешались Генпрокуратура и Минюст. По команде из Москвы ульяновские прокуроры выяснили, что региональная комиссия действительно приняла решение о помиловании незаконно.
Как пояснил Ъ старший помощник прокурора области Василий Зима, проведенная прокуратурой проверка показала, что решение о помиловании Юрия Буданова было внесено без должной оценки общественной опасности совершенных им преступлений. В облпрокуратуре усомнились, что столь непродолжительный срок пребывания заключенного Буданова в колонии (с ноября 2003 года) действительно позволяет сделать вывод о его искреннем раскаянии. Как подчеркнул господин Зима, в результатах психиатрической экспертизы есть замечание, что у Юрия Буданова "возможны агрессивные вспышки с дальнейшими переживаниями морально-этического плана". Кроме того, полковник Буданов отбыл менее половины срока осуждения - четыре с половиной года, что явно недостаточно для его исправления. "Даже для условно-досрочного освобождения мелкого воришки-осужденного необходимо, чтобы он отбыл не менее трех четвертей срока, а ведь здесь речь идет о человеке, совершившем тяжкое и особо тяжкое преступление!" - подчеркнул Василий Зима. Наконец, при подготовке ходатайства администрацией колонии не было учтено, что Юрий Буданов возместил всего 3% общей суммы гражданского иска, выплатив истцам 11 тыс. рублей из 338,8 тыс.
Все эти обстоятельства нарушают требования ряда пунктов Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, говорится в представлении облпрокуратуры. В связи с этим она потребовала от губернатора региона и руководства Управления исполнения наказаний по Ульяновской области (УИН) "безотлагательно решить вопрос о целесообразности применения помилования в отношении Юрия Буданова".
Представление облпрокуратуры для всех фигурирующих в этом деле региональных ведомств стало полной неожиданностью. "Мы еще не получали этот документ и поэтому не можем его комментировать", - заявил Ъ зампред областной комиссии по вопросам помилования Игорь Шлейкин. Не получали представление прокуратуры и в УИНе. "В любом случае, если наши работники ошиблись, куда же смотрела комиссия, ведь это она принимала решение, причем абсолютным большинством голосов!" - недоумевает представитель управления. "Я думаю, во всем должны разбираться юристы, работающие в соответствующей сфере правоведения", - пояснила руководитель департамента по информационной политике администрации Ульяновской области Татьяна Кириллова.
Как пояснил Ъ Василий Зима, на устранение нарушений по закону отводится не более месяца. "В противном случае прокуратура оставляет за собой право обратиться в суд", - подчеркнул он. Кроме того, по его словам, законом предусмотрена и возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц, допустивших данные нарушения.
Юрий Буданов в заключении
Возможно, отозвать прошение о помиловании осужденного Буданова попросил сам губернатор Шаманов, которому, по сведениям источников Ъ в обладминистрации, по несколько раз в день звонили из администрации президента. Там, видимо, понимали, что любое решение президента РФ Владимира Путина по судьбе Юрия Буданова будет плохим. И единственным выходом из этой ситуации могло стать решение самого Юрия Буданова об отзыве прошения.
Однако уже через полгода Юрий Буданов, отсидев половину срока, может выйти на свободу уже без участия президента. Для этого ему нужно подать в суд прошение об условно-досрочном освобождении. Учитывая, что замечаний от администрации колонии к нему нет, суд эту просьбу удовлетворит автоматически. При этом, правда, Юрий Буданов не сможет вернуть себя звание и Орден Мужества, которые были гарантированы ему в случае президентского помилования.
- Я считаю, что, отозвав прошение о помиловании, Буданов поступил правильно, - заявил Ъ заместитель председателя комитета по правовым и судебным вопросам Совета федерации Муса Умаров. - Думаю, что к этому его подтолкнула реакция общественности. Мы бы и сами, встретившись с главой государства, постарались повлиять на его решение и не допустить помилования.
Александр Жеглов, Муса Мурадов, Николай Кондратов
Опубликовано 22 сентября 2004 года