Магические цифры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уже официально объявлено: инаугурация нового президента республики Алу Алханова пройдет 5 октября. То есть, его победа не ставится ни под малейшее сомнение. А между тем выборы президента Чечни, прошедшие 29 августа, по мнению наблюдателей от ряда кандидатов и представителей правозащитных организаций, сопровождались массовыми нарушениями. По их словам, реальная явка составляла от 10 до 20 процентов, возможно, 30. Как же совершенно магическим образом эта цифра превратилась в конечную - 85 процентов? Ответ очевиден, но толку от этой очевидности никакого.

Основной проблемой для подавляющего большинства избирательных участков была низкая явка избирателей. На некоторых участках этот недостаток устранялся довольно простым и эффективным способом - подвозом "своих" людей на автобусах. Такие факты имели место в нескольких местах. Например, в селе Толстой-Юрт Надтеречного района очевидцем подобного нарушения стал чеченский журналист Муса Мурадов, который, кстати, 29 августа сумел 4 раза "изъявить свою волю" на различных избирательных участках. Подобное же было зарегистрировано наблюдателями от кандидатов президенты и в Ленинском районе Грозного (Участковая избирательная комиссия N 382, расположенная в здании 1-го городского лицея). Следует отметить, что в обоих случаях людей для голосования на избирательные участки привозили сторонники Алу Алханова.

В том же районе, по свидетельствам очевидцев, днем 29 августа к одному из избирательных участков, расположенном в здании средней школы N 48, незадолго до приезда туда европейских делегатов Тадеуша Ивинськи и Андреаса Гросса, были организованы "народные гуляния". Прибывшие к УИК Ивиньски и Гросс стали свидетелями зажигательных танцев, устроенных прямо перед входом в здание "ликующим народом". Сразу же после их отъезда, "мероприятие" возле данного избирательного участка прекратилось за ненадобностью.

Когда представители ПАСЕ зашли внутрь помещения, сидевшие в помещении около 20-ти человек (доставленные туда заблаговременно), тут же встали, и пошли к урнам, чтобы "проголосовать". Затем, в течение 30-40 минут здесь проголосовал всего 1 избиратель.

По информации, которую распространил ряд электронных СМИ, со ссылкой на предвыборный штаб кандидата в президенты республики Мовсура Хамидова, в день голосования в станице Серноводская Сунженского района Чечни ими был отмечен факт подкупа избирателей. Здесь же одна из местных жительниц стала свидетельницей того, как в 7 часов утра одна из сотрудниц участковой избирательной комиссии, располагавшейся в здании школы на улице имени Ахмата Кадырова, внесла внутрь 2 больших пакета с уже заполненными избирательными листами.

В Шалинском районе, в 9.15 утра наблюдателей не пустили на территорию воинской части для контроля за ходом голосования. Военные заявили наблюдателям, что такой приказ отдал кто-то из вышестоящих начальников, некий Александр Яковлевич.

Несколько случаев нарушений были отмечены наблюдателями от хамидовского штаба и в Старопромысловском районе Грозного. К примеру, в УИК N 406 наблюдателей впустили внутрь помещения не в момент открытия избирательного участка в 8.00 утра, а только спустя 15 минут после этого. Наблюдателям только осталось документально запротоколировать тот факт, что к этому времени урны для голосования на этом участке были уже практически полностью заполнены. К 12 часам дня на избирательном участке N 405, расположенном в здании цеха N 4 ГУП "Грозводоканала", где в списках избирателей числится 2 тысячи 656 человек, проголосовало всего около 10-ти избирателей. Тем не менее это не помешало членам УИК вечером 29 августа отчитаться о том, что "явка избирателей была высокой".

В октябрьском районе Грозного наблюдателями из штаба Мовсура Хамидова был отмечен факт массового вброса бюллетеней в урны на избирательном участке N 397 (территория обувной фабрики).

На некоторых избирательных участках старики призывали людей голосовать за Алу Алханова, несмотря на то что агитация за кого-либо из кандидатов в день голосования категорически запрещена. Информация о таких фактах имеется у сотрудников ПЦ "Мемориал". На некоторых УИК главе семейства разрешалось проголосовать за всех членов своей семьи. Правда, при наличии у него документов последних.

Сотрудники ПЦ "Мемориал" среди прочего отметили низкую явку граждан на избирательные участки в городе Гудермес. Например, в течение часа (с 10 до 11 дня) на избирательном участке N 105 в г. Гудермес, проголосовало всего 8 человек. На соседней 104-ой УИК - 5 граждан. Между тем, согласно официальным данным, только в первой половине дня 29 августа в городе Гудермес исполнило свой конституционный долг не менее 10% граждан (от 64 тысяч 231 зарегистрированного здесь избирателя), т.е. более 6-ти с половиной тысяч человек.

Примерно то же самое происходило и в Курчалоевском районе Чечни. Во второй половине дня большинство из 25 избирательных участков были практически пустыми. На участке 147 с 15.55 до 16.45 проголосовало 9 человек. На участке N 149 явка избирателей с 16.45 до 17.15 составила 4 человека.

Поздно ночью 29 августа, в то время как участковые и территориальные избирательные комиссии подводили итоги голосования, представители штаба Мовсура Хамидова сообщили журналистам о том, что на их наблюдателя, находившегося в УИК с. Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района оказывалось прямое давление. Под угрозой физической расправы его заставляли подписать протокол о том, что никаких нарушений в ходе выборов здесь не было. Между тем, на участке с общим числом зарегистрированных избирателей в 2000 человек проголосовало всего 350 граждан. Однако в итоговом протоколе была внесена цифра в 1500 человек, что составляло почти 72 процента явки. Опасаясь за жизнь своего представителя, сотрудники предвыборного штаба Хамидова порекомендовали тому поставить свою подпись под заведомо фальшивым документом. При этом сотрудники предвыборного штаба попросили журналистов не указывать чьих-либо имен, опасаясь репрессивных акций в свой адрес.

Вообще, предвыборный штаб Хамидова изначально собирался опротестовывать результаты выборов. Об этом в день выборов говорил и сам Хамидов.

По его словам, участковые избирательные комиссии поступали по заранее расписанной схеме. "Если у них записано, что в 10 часов должно быть только то проголосовавших, то они и дают такие цифры, несмотря не низкую явку в реальности", - сказал Хамидов, ссылаясь на приватные высказывания самых глав территориальных комиссий. В то же время Хамидов сообщал, что на выборах голосовали даже люди с московской пропиской или вообще без документов, если они сказали, что отдадут свои голоса за Алханова.

"Наших же наблюдателей не допустили, например, в воинские части. По нашей информации, там 90 процентов проголосовали за Алханова, прежде всего, потому, что 4 дня назад туда прибыли генералы: Харьковских - от пограничников и Булгаков - от внутренних войск, которые и обеспечили подобное голосование своих подопечных", - рассказал Хамидов. В итоге в голосовании приняли участие около 25 тысяч военнослужащих из частей, постоянно дислоцированных на территории республики.

Кроме того, по данным Хамидова, на 14.30 часов дня в станице Мекенской Наурского района не было зарегистрировано ни одного избирателя, а по официальным спискам их проголосовало уже 35 процентов.

Но в итоге Мовсар Хамидов все же "капитулировал" и не стал опротестовывать результаты выборов. На второй день после голосования его штаб распространил заявления, в котором было сказано, что бывший кандидат в президенты Чечни полковник ФСБ Мовсар Хамидов считает результаты выборов нечестными, но не собирается их обжаловать.

"По нашим данным, официально оглашенные данные не соответствуют действительности. Выборы проводились не совсем честным путем", - сказано в заявлении. Хамидов также отмечает в заявлении, что его "наблюдатели были во всех УИКах и ТИКах и вели собственный подсчет голосов". "Я и моя команда сделали все возможное, чтобы эти выборы прошли строго в рамках действующего законодательства и демократических принципов. Но, к сожалению, наши возможности были ограничены, и мы не смогли противодействовать многочисленным нарушениям законодательства", - утверждает он в документе.

Тем не менее, Хамидов не будет обжаловать результаты выборов в суде, как заявлял ранее. "Я заявляю, что во имя своего народа отказываюсь от дальнейшей борьбы за восстановление справедливости и готов сотрудничать с новыми властями", - говорится в заявлении бывшего кандидата. "В данной конкретной ситуации было бы недальновидным шагом ведение с властью политической борьбы, создающей дополнительную напряженность в обществе", - объясняет в своем заявлении Хамидов.

Дополнительно

Татьяна Локшина, исполнительный директор Московской Хельсинкской Федерации: "Грозный был абсолютно пустой. На тех участках, где мы были (по 15-20) минут, можно было застать 2-3 человек. Что интересно, силовиков (людей в камуфляже и с оружием) было больше, чем простых жителей. И то же самое на избирательных участках. Их присутствие объясняется усилением, которое было предпринято после 21-го августа. Простых же избирателей нет потому, что неинтересно. Люди, которые голосуют, делают это просто так. То, что мы видели, соответствовало нашему ожиданию. Очень похоже на ту картину, что мы наблюдали на президентских выборах в октябре 2003 года, когда победил Кадыров. Тогда тоже были невыборы, но тогда была новость, интрига, а сейчас - чудовищно скучно".

Антуан Аракелян, независимый наблюдатель из Санкт-Петербургского центра "Стратегия": "Я проводил мониторинг на избирательных участках в селах Ведено, Ца-Ведено, Шали, Герменчук. И везде одновременно было не больше двух-трех голосующих.

Григорий Шведов, представитель российской правозащитной организации "Мемориал": "Явка была очень мала. Кроме того, существует несколько особенностей этих выборов. На всех участках не совпадали цифры проголосовавших избирательной комиссии и наблюдателей - в 4-5 раз больше у председателей УИКов. Вторая особенность - обилие военных, больше, чем голосовавших. Также, хотя не было агитационных материалов на участках, очевидно, что все муниципальные здания заклеены листовками Алханова. Остальные кандидаты, конечно, тоже были представлены агитматериалами, но в несопоставимых масштабах. Мы были в субботу в станице Серноводской. Там убили парня в больнице, и около 200 человек вышли на митинг, и они собирались бойкотировать выборы. В ряде мест не было на месте представителей избирательных комиссий - девушки, видимо, отвлекались на завтраки и обеды. По моему мнению, низкая явка была следствием нападения боевиков на город в субботу 21 августа, когда, по данным МЧС, было убито и ранено почти 50 мирных жителей. Моя личная гипотеза - 21 августа было настоящим приемом контрпропаганды. Люди не были напуганы - просто это подорвало их доверие к МВД, которое не может обеспечить ничего. То есть это был подрыв доверия к самой власти или ее дискредитация".

Андреас Гросс, докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чечне, отказался комментировать прошедшие выборы, ссылаясь на тот факт, что они не были официально признаны Советом. В то же время в приватной беседе на этот счет с несколькими правозащитниками он обронил слово "фарс".

В публикации использованы данные и цитаты из уже опубликованных статей авторов в изданиях "Кавказский узел", Caucasus Times, СНО, The Moscow Times, IWPR, The Prague Watchdog, Frankfurter Rundschau.

Руслан Жадаев, Тимур Алиев

Опубликовано 13 сентября 2004 г.