ФСБ РФ: Как стать миллионером?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
ФСБ России распространила официальное сообщение о вознаграждении за головы Аслана Масхадова и Шамиля Басаева. Чекисты обещают выплатить до 300 миллионов рублей любому, кто даст "информацию об их местонахождении, способную привести к нейтрализации указанных преступников". Впрочем, за головы Басаева и Масхадова деньги обещались и ранее, однако они до сих пор живы и на свободе.
В распространенном сообщении подчеркивается, что "на протяжении ряда лет лидерами бандформирований Шамилем Басаевым и Асланом Масхадовым совершены бесчеловечные террористические акты на территории РФ, повлекшие невосполнимые жертвы". Желающие поделиться сведениями о месте нахождения лидеров боевиков могут обращаться в любые территориальные органы ФСБ. Из каких средств сформирован "призовой фонд", в сообщении ничего не говорится. В самой ФСБ от комментариев на сей счет отказываются.
По многим "параметрам" это решение революционно не только для самой ФСБ, но и вообще для всей правоохранительной системы России. Во-первых, до сих пор ни одна из федеральных спецслужб никогда сама не объявляла награду за поимку преступников. В принципе премии за информацию, которая бы могла раскрыть то или иное преступление, назначались и ранее, но всегда деньги выделяли не органы власти, а "сторонние" структуры, заинтересованные в поимке бандитов, - компании, общественные организации и просто неформальные объединения коммерсантов. В крайнем случае - муниципальные власти или региональные подразделения спецслужб. Кроме того, назначив "цену", ФСБ как орган власти в данном случае сама установила абсолютный национальный рекорд в этой области. 10 миллионов долларов в России еще ни за чью голову никогда не предлагали.
Идея платить деньги за информацию о местонахождении лидеров боевиков высказывалась уже не раз. Самым дорогим объектом охоты был Шамиль Басаев. В октябре 1999 года, вскоре после начала второй чеченской войны, командующий Восточной группировкой федеральных сил генерал-лейтенант Геннадий Трошев заявил, что за голову Басаева Правительство России назначило 1 миллион награды. При этом руководитель Российского информационного центра Михаил Маргелов тогда же уточнил, что из бюджета ни одного рубля на это выплачено не будет, но "в свое время мы сообщим средствам массовой информации, откуда поступят деньги для вознаграждения".
Предложение оставалось в силе - в 2001 году 1 миллион долларов за поимку Басаева пообещал тогдашний руководитель ЦОС ФСБ Александр Зданович, однако желающих поделиться информацией не нашлось. В руководстве Чеченской Республики, видимо, решили, что данная сумма не очень привлекательна. В мае 2003 года тогдашний представитель администрации Чечни в Совете федерации Ахмар Завгаев заявил, что он создает специальный фонд для материального поощрения борьбы с лидерами боевиков. В ноябре того же года руководитель службы безопасности президента Чечни Рамзан Кадыров и командир спецбатальона "Восток" Сулим Ямадаев заявили, что располагают для той же цели суммой в 5 миллионов долларов. Еще 100 тысяч долларов за информацию о Шамиле Басаеве из своего избирательного фонда пообещали лидеры блока "Родина". Но и за этими деньгами идти никто не торопился.
Тогда в январе 2004 года выступил сам президент Чечни Ахмат Кадыров. Он посулил крупное вознаграждение за информацию о президенте Ичкерии и его пособниках. Точную сумму не назвал, но заявил, что "гонорара хватит на детей и внуков" информатора. Вслед за президентом Чечни региональный оперативный штаб по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе заявил, что тоже готов раскошелиться. Его сумма, правда, была более скромная - всего 100 тысяч долларов за голову араба Абу аль-Валида.
После последних терактов головы лидеров боевиков резко подскочили в цене - за них дают уже 10 миллионов долларов.
Но вряд ли идея изловить Басаева и Масхадова даже при помощи таких денег будет иметь успех. Понятно, что огласка не будет публичной, то есть человека с информацией вряд ли покажут по ОРТ. Но, тем не менее, о его существовании и данным будут знать представители многих силовых структур. А при таком раскладе очень хотелось бы посмотреть на человека, рискнувшего придти с пустой сумкой за своим "червонцем".
Кстати, журналисты "Московского Комсомольца" поставили-таки эксперимент: они позвонили по указанным в объявлении телефонам, чтобы сообщить, что у них есть информация о Басаеве. И вот что из этого получилось. Оказалось, что указанный телефон - справочная служба ФСБ. Первые ответы дежурных озадачили.
- Деньги за информацию о Басаеве? - с сомнением переспросил голос в штатском. - Объявление? Не знаю... Ничего не могу вам сказать.
Ближе к полудню офицера то ли сменили, то ли проинструктировали. Но явно недостаточно. Следующий диалог со "сборщиком данных о Басаеве" тоже получился довольно невнятным.
- Это правда - насчет 300 миллионов?
- Да, правда.
- А какие вы даете гарантии, что деньги будут выплачены?
- Я не понял: вы хотите гарантий или дать информацию?
- Я готова дать информацию, но хочу гарантий. В том числе - гарантий безопасности.
- А что у вас за информация?
- А вам какая нужна? Адрес и телефон?
- Да, разумеется.
- У меня сестра живет в Гудермесе. Я с ней разговаривала, она знает точное местонахождение Басаева. Но прежде чем вам сказать, я хотела бы понять, насколько реально получить за это деньги.
- Вы же понимаете, что деньги будут заплачены - но только после проверки вашей информации.
- А как быть, если эту же информацию вам даст еще кто-нибудь? Будете делить вознаграждение на двоих?
- Не могу вам ответить. Если у вас действительно есть информация, но вы боитесь за сестру, оставьте свои координаты - мы с вами свяжемся.
Дежурные в Чечне говорили почти то же самое:
- Пусть ваша сестра позвонит нам и скажет.
- Нет, она вам звонить не будет: вы ее вычислите, посадите, а денег не дадите. Вы как-то можете обеспечить ее безопасность и гарантировать выплату?
- Я дежурный, на эти вопросы ответить не могу. Мне велели записывать информацию и передавать начальнику.
- Ну, я без денег ничего говорить не буду. Вы же обещали - значит должны как-то гарантировать...
- Я вам ничего не обещал. Обещали средства массовой информации.
Дополнительно
Чеченские боевики объявили награду в 20 миллионов долларов за помощь в поимке президента РФ Владимира Путина, сообщает Reuters. "Мы предлагаем награду в 20 миллионов долларов странам, организациям или частным лицам, которые окажут активную помощь Чеченской Республике в задержании военного преступника Владимира Владимировича Путина", - цитирует Reuters заявление, размещенное на одном из сайтов боевиков.
Казбек Цураев
Опубликовано 13 сентября 2004 года