Задержаны родственники чеченских лидеров

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На рассвете 4 сентября жителей ингушской станицы Троицкая (расположенной недалеко от административной границы с Чечней) разбудил шум машин и бронетехники. На окраину селения въехало 2 грузовика с солдатами в масках, которых сопровождали два БТР.

Блокировав одну из улиц, военные окружили частный дом, в котором проживала семья Масуевых - беженцев из Чечни. Всех шестерых членов этой семьи - 73-летнего главу семейства Турко Масуева, его жену Заман, их сына Бадрудди и дочерей - Кульсум, Хаву и Петимат - солдаты вывели на улицу, усадили в один из грузовиков и увезли.

"Нам никто ничего не объяснял, - позднее рассказывал IWPR Бадрудди Масуев. - За что и почему нас задержали, мы не знали".

Ситуация прояснилась только в Ханкале - на главной базе российских войск в Чечне, что расположена в нескольких километрах от Грозного, куда их привезли. "Тогда я понял, в чем дело. Наша мать - Заман - приходится сестрой Доку Умарову, и военные решили этот факт использовать в своих целях", - сказал Масуев.

Доку Умаров, командующий фронтом чеченских повстанцев на западе Чечни, недавно указом мятежного президента Чечни Аслана Масхадова был назначен министром госбезопасности. Вначале российские официальные структуры называли Умарова одним из лидеров "бесланской" группы террористов, однако с тех пор, как закончилась осада, его имя больше не упоминалось.

В Ханкале, куда российские военнослужащие доставили Масуевых, в то время уже находились родственники Аслана Масхадова и его жены Кусамы, а также известного полевого командира Шамиля Басаева. Масуевы узнали, что среди задержанных были сестра Аслана Масхадова, Жовзан, его тесть Хаважи Семиев вместе со всей семьей, в том числе малолетними внуками, его двоюродные братья Рамзан и Руслан Масхадовы. Семью Шамиля Басаева представлял его тесть Умар-Али Гудаев, а также муж его тети Насир Сидев. В целом, свезенных на базу людей было около 40.

По словам Масуева, от арестованных потребовали сделать заявления, в которых они осуждали своих известных родственников за захват заложников в Северной Осетии. Позднее эти обращения транслировались по местному чеченскому телевидению.

"Это преподносилось так, как будто Масхадов, Басаев или Умаров руководили теми террористами, которые захватили в заложники школьников в Беслане, - сказал Масуев. - Отказаться от этого означало либо смерть, либо просто исчезновение".

Сестра Масхадова послушно обратилась к своему брату с призывом "прекратить преступления против мирных жителей", а братья призвали его "быть мужчиной и остановить терроризм".

Заман Масуева заявила, что отказывается от своего родства с Доку Умаровым, и обвинила его в страданиях родных и односельчан.

На следующий день - 5 сентября - Масуевых, опять без каких-либо объяснений, посадили в военный вертолет, который доставил их обратно в Ингушетию. Отпустили и других задержанных.

"Наши соседи очень удивились, увидев нас всех живыми и невредимыми, - рассказывал Бадрудди Масуев. Обычно такие похищения заканчиваются либо исчезновением увезенных людей, либо, в лучшем случае, избиениями и издевательствами".

"Нас военные не били и не пытали, но некоторым - например, родственникам жены Аслана Масхадова  - крепко досталось. Их избили при задержании и по дороге в Ханкалу".

По мнению одного из сотрудников Правозащитного центра "Мемориал", который не пожелал назваться, арест близких родственников Масхадова и полевых командиров чеченских сепаратистов российскими военными был такой же противозаконной акцией, как и захват террористами заложников в Северной Осетии.

"Взятие людей в заложники - это преступление. Не имеет значения, кто и с какой целью это сделал, - сказал этот чеченский правозащитник. - Родственников Масхадова, Басаева и Умарова военные отлавливали по всей Чечне - начиная от селения Знаменское на севере республики и кончая селениями Курчалой и Ведено на юге. А сестру Доку Умарова вместе с семьей "взяли" в Ингушетии".

"Мне лично произошедшее напоминает 37-й год прошлого века - самый расцвет сталинщины. Тогда людей тоже под угрозами физической расправы заставляли отказываться от своих близких, хвалить действующий режим и так далее. Но то был тоталитарный режим, а сейчас в России вроде бы демократия".

Представитель федеральных сил в Чечне генерал-майор Илья Шабалкин на эти обвинения ответил заявлением, в котором утверждал, что задержания тех людей ни в коем случае не следует уравнивать с захватом заложников.

В интервью российской "Независимой газете" Шабалкин сказал: "Информация здесь представлена с точностью до наоборот. Мы привезли их не в целях ареста, а в целях обеспечения их безопасности, поскольку боевики замышляли террористический акт в отношении тех своих родственников, кто сейчас помогает федеральной власти".

По версии Шабалкина, Масхадов, Басаев и Умаров планировали осуществить убийство своих родных и близких, чтобы затем обвинить в этом федеральные силы и местные силовые структуры.

Однако в Чечне его объяснения нашли нелепыми.

"Говорить о том, что Масхадов, Басаев, Умаров и кто-то еще из чеченцев планировал убить своих родственников, значит нести полную чушь, - считает 57-летний житель Грозного Умарбек Исаев. - Тем более говорить, что российские военные прятали женщин и детей от расправы на своей военной базе".

"Зачем тогда их отпустили? Что, Масхадов передумал убивать своих близких, или Басаев тоже отказался от таких намерений? Такой бред могут нести только люди, которые абсолютно не знают ни чеченцев, ни их менталитета, традиций, обычаев и культуры".

Возмущение по этому поводу выразила и студентка юридического факультета одного из чеченских вузов Залина Хаджиева. "Захват террористами детей и взрослых в Беслане - это, конечно, гнусное преступление, которому нет оправдания, - сказала она. - Но не менее гнусным является захват женщин и детей сотрудниками силовых структур для достижения каких-то своих целей".

"Террористы - это понятно. Это бандиты, отморозки, преступники и враги человечества. Но что говорить, когда практически то же самое делают военные и работники правоохранительных органов, которые действуют от имени власти и государства"?

Умалт Дудаев

Опубликовано 9 сентября 2004 года