Алханов - победитель "странных" выборов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

49-летний Адам Музаев, в прошлом главный ветеринарный врач в Урус-Мартановской районной больнице, ныне работающий таксистом, выходит из избирательного участка, расположенного в школе N15 Грозного, сердитым. "На глазах у всех сотрудников избиркома я поставил большие кресты на бюллетене - голосовал против всех", - говорит он.

Таких людей, как Музаев, в Чечне много - народ, уставший от бесконечных выборов, научился относиться к этим мероприятиям с большой долей цинизма. Не стали исключением и последние выборы, победа в которых, как и ожидалось, досталась фавориту Москвы - министру внутренних дел республики Алу Алханову.

Еще в 1997 году, когда власть находилась в руках боровшихся за независимость повстанцев, все попытки Музаева найти работу разбились об одно важное обстоятельство - он не воевал против русских. Позднее к власти пришли люди, пользующиеся поддержкой Москвы, однако по сей день он не может устроиться на работу, которая бы отвечала его квалификации.

"Я ходил голосовать только для того, чтобы мой бюллетень не использовали за меня, - говорит Музаев. - Понятно, что итоги выборов предрешены - победить должен Алханов. Но я не хочу, чтобы меня считали идиотом".

В это время к избирательному участку, возле которого происходил этот разговор, подъехало несколько автобусов с журналистами в сопровождении нескольких милицейских машин. Расставив телекамеры, высыпавшие из автобусов журналисты приступили к интервьюированию охранявших участок милиционеров. Тут же к участку, в который за последние полчаса вошли лишь двое, подтянулись сразу около двух десятков женщин и детей.

"Может быть, их привезли на автобусе?" - спросил полицейского один из журналистов. "Да, они на свои деньги сняли автобус и приехали. Так хотят голосовать", - ответил участковый.

Услышав эти слова, Музаев рассмеялся. "Это не избиратели, это просто массовка. Родственники людей из комиссии, ожидавшие прибытия наблюдателей", - сказал он.

Президентские выборы, проходившие в Чечне 29 августа, уже вторые за последний год. Промосковский лидер Чечни Ахмад Кадыров, который возглавил республику по итогам выборов, состоявшихся в октябре прошлого года, погиб в результате теракта 9 мая.

Согласно официальным данным, победитель последних выборов Алу Алханов получил более 73 процентов голосов, тогда как его главный соперник - представитель спецслужб, полковник ФСБ Мовсар Хамидов - смог заручиться лишь девятью процентами. Явка составила 85 процентов от общего количества зарегистрированных избирателей - 505 тысяч человек.

Председатель избирательной комиссии Чечни Абдул-Керим Арсаханов выразил удовлетворенность прошедшими выборами, заявив, что нарушений зафиксировано не было.

В беседе с IWPR член Совета Федераций от Чечни Руслан Ямадаев сказал: "Выборы состоялись и, слава Богу, без всяких эксцессов. Дай Бог, и дальше все пойдет так же успешно".

Отсутствие нарушений подтвердили и присутствовавшие на выборах в качестве наблюдателей российские парламентарии и представители организации Исламская конференция.

Впрочем, среди оценок, данных выборам, были и менее благожелательные отзывы. Так, докладчик Парламентской ассамблей Совета Европы по Чечне Андреас Гросс отказался комментировать прошедшие выборы, ссылаясь на тот факт, что они не были официально признаны Советом. В то же время в приватной беседе на этот счет с несколькими правозащитниками он обронил слово "фарс".

Иностранные правительства, в том числе Великобритании и США, также отказались признать выборы.

"То, что мы видели, соответствовало нашему ожиданию, - сказала исполнительный директор проводившей мониторинг выборов правозащитной организации "Московская Хельсинкская Федерация" Татьяна Локшина. - Очень похоже на ту картину, что мы наблюдали на президентских выборах в октябре 2003 года, когда победил Кадыров". "Грозный - абсолютно пустой. Избирателей нет потому, что неинтересно. Люди, которые голосуют, делают это просто так".

По словам Локшиной, за 15-20 минут, которые она вместе со своими коллегами провела на каждом из наблюдавшихся ими избирательных участков, была зафиксирована явка лишь 2-3 избирателей.

В час дня на избирательном участке N405, расположившемся в грозненской школе  N11, было всего два человека. К окруженному руинами многоэтажек участку вела одна лишь протоптанная в траве дорожка, и никаких указателей. Как утверждала председатель участковой комиссии, к тому времени проголосовала почти половина относящихся к участку избирателей, но все они якобы ушли всего полчаса тому назад.

Сотрудник одного из избирательных участков в Грозном по имени Мовсар рассказал, что на его участке реально проголосовали 540 человек от общего числа избирателей - 1120. "И это с учетом федеральных военных - на нашей территории расположена комендатура Ленинского района, - сказал он. - А они, как известно, голосуют все. Тем не менее мы дали итоговую цифру в 980 человек, что составило 87 с половиной процентов". По его словам, в течение всего дня председатель сообщал в избирком почти реальные данные явки, лишь немного завышая их.

"В то же время в течение всего дня, когда наблюдатели отвлекались - выходили на обед, к примеру, сотрудники комиссии закидывали в урны бюллетени. А к концу дня вброс был и вовсе массовым", - рассказал он.

Почти все бюллетени, по словам Мовсара, были заполнены за Алу Алханова, и только "небольшой процент был распределен среди остальных кандидатов".

Впрочем, Алханов стал бы победителем и без этой фальсификации, которая была необходима, прежде всего, для обеспечения процента явки. Массированная агитационная кампания Алханова стала причиной того, что, кроме него, избиратели не знали других кандидатов.

"Мы не знаем других, - сказал 62-летний пенсионер Сайпуди Юшаев, - Алханова же часто показывали по телевизору".

Вот что сказала по этому поводу Татьяна Локшина: "Те, с кем я говорила, голосовали за Алханова, потому что, по их словам, был Кадыров, Алханов - его продолжение. Он, наверное, продолжит его политику и наведет порядок. Ничего другого в пользу Алханова я не услышала".

"Люди в Чечне хотят мира, стабилизации, - продолжила она. - Кстати, мнение о Кадырове улучшилось с момента его гибели. То есть, был какой-то порядок или правила. А не стало Кадырова - стало страшно".

Голосуя за Алханова, люди голосовали за то, чтобы все оставалось как есть, то есть, чтобы было не хуже, чем во время Кадырова. Сам Алханов сразу после своей победы заявил, что стратегия борьбы с сепаратистами в Чечне не будет существенно меняться, и уточнил свои позиции относительно возможности вступления в переговоры с лидером мятежников Асланом Масхадовым. "Я никогда не вел речь о том, что считаю необходимым вести переговоры с Асланом Масхадовым, - сказал Алханов. - Я говорил и буду говорить, что у Масхадова есть только один шанс - извиниться перед собственным народом, который он вверг в войну, и предстать перед судом".

Чеченский политолог Мурад Нашхоев полагает, что Алханову не суждено долго возглавлять республику. "Москва, используя демократические лозунги, по сути дела, навязывает чеченскому обществу тех людей, которые будут строго выполнять волю Кремля. Как это было в советское время: твердо знали, за кого голосовать и как голосовать", - говорит он. "Народ наш не настолько глуп, чтобы не понимать тактику Кремля".

Мурад Магомадов

Опубликовано 7 сентября 2004 года