Путин не доехал до разрушенной школы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Около 5 утра Владимир Путин прибыл в Беслан. В аэропорту его никто не встречал, кроме охраны. Оттуда президент сразу отправился в районную клиническую больницу, где к нему присоединился глава Северной Осетии Александр Дзасохов. Там визитеры посетили все палаты, где находятся пострадавшие, начав с отделения для тяжелораненых, и закончив детскими палатами. Он также подошел к тяжелораненой, но находящейся в сознании директору школы № 1 Лидии Цалиевой.
Раненные дети президента не видели — они спали, когда он в сопровождении телекамер и многочисленной свиты ходил между койками и гладил некоторых из них по голове.
Пробыв в больнице около 30 минут, президенты отправились на заседание в оперативный штаб по освобождению заложников, который располагается в здании городской администрации. В совещании также приняли участие первый замдиректора ФСБ Владимир Проничев, министр МЧС Сергей Шойгу, заместитель генпрокурора Сергей Фридинский, командующий 58-й армией генерал Соболев, начальник УФСБ по Северной Осетии Валерий Андреев и министр внутренних дел республики Казбек Дзантиев.
Путин напомнил собравшимся, что «Северная Осетия не первый раз подвергается атакам терроризма. Республика является форпостом России на Юге, но эта террористическая акция по своей жестокости и бесчеловечности занимает особое место, так как ее объектом стали дети». Далее Путин объявил о мерах, которые им приняты в связи со случившимся. В частности, закрыта госграница в Северной Осетии, а также блокированы административные границы республики, проводятся адресные проверки по выявлению лиц, причастных к террористическому акту. Главной целью террористов Путин назвал желание «посеять межнациональную вражду, взорвать весь наш Северный Кавказ», поэтому он предупредил: «Прошу вас исходить из того, что все, кто будет поддаваться подобного рода провокациям, будут рассматриваться как соучастники теракта и пособники террористов».
«Конечно, отдельная тема — это оказание помощи всем пострадавшим, их семьям, оказание помощи республике, — продолжил президент. — С этой целью здесь остается министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Кожугетович Шойгу, а также скоро в Беслан прибудут министры здравоохранения и образования». Основной задачей момента Путин объявил составление списков пострадавших. Он объявил, что будут приняты все необходимые решения по направлению пострадавших детей и взрослых в любые лечебные и реабилитационные учреждения страны. Путин также отметил, что «большие потери понесли и спецслужбы», но дальше об этом распространяться не стал, объявив, что это тема для отдельного разговора.
Далее Путин, глядя прямо в камеру Первого канала, еще раз заявил: «Мы рассматривали все возможные варианты, но сами не планировали силовой акции. События развивались очень быстро и неожиданно, и сотрудники спецслужб проявили особое мужество». О мужестве говорил и Александр Дзасохов: «Конечно, нельзя возвратить людей, павших от рук террористов. Это большая боль республики. Но в эти часы и дни мы чувствовали, что вся страна была с нами, чувствовали поддержку. Нашему народу пришлось столкнуться с трудностями, масштабы которых ужасны. Но народ проявил выдержку, мужество и собранность», - заявил он участвующим в заседании. Еще президент Северной Осетии поблагодарил врачей и всех тех, кто помогал пострадавшим - сотрудникам МЧС, Минздрава, Министерства обороны, жителей города.
А далее Александр Дзасохов сказал очень интересную вещь. Он заявил, что власти должны начать рассказывать правду о теракте, из чего можно сделать вывод, что до сих пор ее скрывали.
«Сейчас мы обязаны говорить людям всю правду, показывать им все, как оно было. Это необходимо для того, чтобы все смогли почувствовать весь ужас замыслов террористов и масштабы произошедшего», — заявил глава Северной Осетии.
Путин на это предложение никак не реагировал. Закончив совещание, он прямиком отправился на аэродром и улетел в Москву. В полдесятого утра президент уже был в Кремле, сообщила пресс-служба.
Остается непонятным, зачем вообще понадобилось это ночное шоу.
Путин в Беслане встречался в основном с теми, кого он и так регулярно видит в Кремле. Зато его так и не увидели родственники заложников и те, кто более или менее благополучно пережил этот кошмар, хотя, казалось бы, именно с ними в первую очередь должен был поговорить глава государства, раз уж явился в Беслан.
Бросилось в глаза также то, что все заявления главы государства оказались абсолютно дежурными. Было бы странно, если бы власти не оказали помощи родственникам погибших и пострадавшим, а также не приняли меры по усилению безопасности в Северной Осетии. От Путина после штурма школы многие хотели бы услышать совсем другие слова: как стало возможным это преступление, кто виноват, и что будет сделано для того, чтобы подобные теракты в России больше не повторялись. Но именно на эти вопросы президент не стал отвечать. Более того, он вообще ни разу не сказал слова «Чечня».
Нужно признать, что последние официальные данные о потерях, как метко выразился Дзасохов, «дают возможности почувствовать ужас». По данным Министерства здравоохранения Северной Осетии на 10 утра субботы общее число погибших в Беслане достигло 390 человек, но цифра эта не окончательная, так как с 7.30 утра сотрудники МЧС продолжили разбор завалов. В первые же часы работ было извлечено еще 60 тел погибших. «Большинство заложников, находившихся в спортзале школы, погибли в результате произошедших там взрывов и последующего обрушения крыши», — сообщили в МВД республики агентству «Интерфакс». По этой причине в Минздраве не исключают, что число убитых может сильно увеличиться. По данным, которые получил наш корреспондент от людей, работающих на разборе завалов в спортзале, там находится еще не менее 100 тел погибших, большинство из которых сильно изуродованы или разорваны на части мощными взрывами.
То есть окончательная цифра потерь, скорее всего, превысит 500 человек.
Что касается данных о потерях среди спецподразделений, штурмовавших школу, а также милиции и МЧС, то официальные данные по-прежнему не обнародованы. Агентство «Интерфакс», ссылаясь на анонимный источник во Владикавказском военном госпитале, сообщает о 18 раненных спецназовцах, а информированный источник в МВД Северной Осетии заявил о минимум десяти погибших.
Тем временем появились первые результаты расследования произошедшей трагедии. Стало известно о том, что захват школы готовился заблаговременно. «Взрывчатка, оружие и боеприпасы были завезены в школу летом во время ремонта под видом строительных материалов», - заявил источник «Интерфакса» в правоохранительных органах северной Осетии, близкий к следствию. По его данным, организаторы теракта спрятали взрывчатку, оружие и боеприпасы в подвале. Ссылаясь на сведения, полученные в результате опросов людей, побывавших в заложниках, источник в силовых структурах сообщил, что схрон террористы вскрыли сразу после захвата здания школы.
Алия СамигуллинаОпубликовано 4 сентября 2004 года