Власти заверяют, что школу в Беслане штурмовать не будут
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Начальник УФСБ по Северной Осетии Валерий Андреев заявил, что доктора Леонида Рошаля "в настоящее время готовят к новым переговорам с захватившими школу боевиками". В то же время Андреев заявил, что боевики "передать заложникам продукты питания не дали".
При этом Андреев в очередной раз заверил, что штурма школы проводится не будет. "Альтернативы мирным переговорам нет", - отметил руководитель УФСБ. Он призвал родителей сохранять спокойствие.
Между тем, родственники заложников подготовили видеообращение к Владимиру Путину. Они просят президента выполнить все требования террористов, чтобы дети не пострадали. По словам представительницы парламента Северной Осетии Фатимы Хабаловой, родители пленников возлагают огромные надежды на главу государства. Пока неизвестно, смотрел ли видеообращение сам Путин.
В штабе по проведению переговоров с террористами родственникам захваченных детей также сказали, что штурма школы в Беслане не будет. Боевикам даже предложили гарантии безопасности и коридор для выхода в Ингушетию и Чечню.
Родственники заложников всю ночь, несмотря на сильный ливень в Беслане, провели у оцепления вокруг школы. На ночь многих родственников разместили во дворце культуры Правобережного района Беслана, который расположен в центре жилого массива в 70-100 метрах от школы N1. Сейчас там около полутора тысяч человек. Также многие люди сидят в личных машинах, которые в большем количестве припаркованы у дворца. Ночью представители оперативного штаба встретились с родными захваченных и пообещали, что штурма здания с детьми, "однозначно, не будет".
Тем временем ИА "Обозреватель" опубликовало различные варианты развития событий с захватом заложников в Беслане.
Сценарий N 1: Капитуляция по-буденновски
Самый первый крупномасштабный захват заложников произошел в 1995 году в Буденновске. 14 июня отряд боевиков примерно в 100 человек под командованием Шамиля Басаева захватил несколько зданий, в том числе и городскую больницу.
Через три дня федеральные силы начали было штурм больницы, захватили первый этаж, однако операция была остановлена. Премьер Виктор Черномырдин после переговоров с Басаевым отдал приказ прекратить боевые действия и начать мирные переговоры. В результате 19 июня в Чечню уехало несколько автобусов с ликующими террористами. В качестве добровольных заложников вместе с ними поехали журналисты и несколько депутатов. Колонну сопровождали боевые вертолеты, но под покровом темноты бандиты под видом мирных жителей скрылись. Итог: заложники остались живы. Боевики - тоже.
Сценарий N 2: Первомайская демонстрация силы
9 января 1996 года в дагестанском городе Кизляр отряд Салмана Радуева захватил больницу. В заложники были взяты не только пациенты и медики, но и жители близлежащих домов. Всего - около 2000 человек, среди них много женщин и детей. По сути была повторена "буденновская" схема.
В результате переговоров часть заложников была отпущена, их заменили 8 дагестанских депутатов. Утром 10 января девять автобусов с 60 заложниками и террористами выехали из Кизляра к чеченской границе. Предполагалось, что в районе сел Первомайское с дагестанской стороны и Азамат-Юрт с чеченской стороны террористы отпустят заложников и дальше под гарантии правительств России и Дагестана последуют в сторону Новогрозненска.
После освобождения заложников предполагалось, что боевиков уже на чеченской территории атакуют с воздуха два штурмовика Су-25. Место было выбрано идеальное - 6 км дороги и никаких укрытий на обочине. Однако по неизвестной причине обстрел колонны начался до того, как Радуев отпустил заложников. Колонна остановилась, и Радуев вместе с боевиками и заложниками вошел в ближайшее село Первомайское, где заставил заложников рыть укрепления. К 11 января к селу были стянуты техника и живая сила, а 14 января начался штурм, который длился 4 дня. Однако под покровом темноты нескольким десяткам боевиков удалось вырваться из села. В результате этого рейда погибло более 200 мирных жителей и около 30 бойцов федеральных сил.
Сценарий N 3: Трагедия "Норд-Оста"
23 октября 2002 года группа вооруженных террористов под командованием Мовсара Бараева ворвалась в Театральный центр на Дубровке, когда там шел мюзикл "Норд-Ост". Были взяты в заложники все находившиеся там зрители и актеры - более 800 человек.
Террористов показывали по телевидению, никому до этих пор не известному Мовсару Бараеву дали возможность высказаться с телеэкранов. Впервые в качестве основной силы в захвате заложников участвовали женщины-шахидки. Смертницы, готовые взорвать "пояса шахида". Впервые были показаны и сами эти пояса, и шахидки, которые носили на себе эти пояса и поигрывали пистолетами перед камерами. Они охотно позировали, им и их главарю нравилось, что их показывают по центральным каналам.
Тогда террористам не дали выйти. Рано утром 26 октября в ДК был пущен усыпляющий газ, после чего на штурм пошли бойцы "Альфы". В результате все террористы - 32 мужчины и 18 женщин - были уничтожены. Если считать, что именно это было задачей операции, то она удалась. Но если говорить об освобождении заложников, то это не удалось. Погибли и позже скончались в больницах 128 заложников.
Штурм через несколько дней возможен и в данном случае. Но использовать газ в школе будет невозможно: это - открытое помещение, с огромным количеством окон. Именно поэтому скорее всего власти предпочтут четвертый вариант.
Сценарий N 4: Перуанский успех
Самой удачной операцией спецслужб в подобных ситуациях является операция перуанских спецслужб. Тогда террористы захватили посольство Японии в Перу во время дипломатического приема. В руках у заложников оказалось более ста дипломатов из разных стран мира. Спецслужбы выжидали четыре месяца. За это время бдительность террористов окончательно притупилась. В итоге во время молниеносного штурма не погиб ни один заложник, а все террористы были уничтожены. Их застали врасплох в тот момент, когда они играли в футбол на лужайке перед посольством. Единственной невинной жертвой стал дипломат, который скончался от инфаркта во время штурма.
Единственная проблема в данном случае - сами заложники. Дети - не дипломаты. Нервы у них могут не выдержать, что неминуемо спровоцирует террористов на отчаянные действия. Поэтому временной резерв у ФСБ в данном случае ограничен.