Организация "Женщины Южной Осетии за демократию и права человека" просит освободить из грузинской тюрьмы обвиняемого в терроризме Н. Дудаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предлагаем вниманию читателей "Кавказского узла" текст заявления НПО "Женщины Южной Осетии за демократию и права человека".
"Согласно Соглашению о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в г. Сочи 24 июня 1992 года, Положению СКК и решений СКК, любые антикриминальные операции, проводимые правоохранительными органами одной из сторон, должны быть согласованы с командованием миротворческих сил и руководством правоохранительных органов другой стороны.
Несмотря на это, 16 марта грузинские силовые ведомства провели задержание фермеров Нодара (Марека) и Бадри Дудаевых, несогласованное с властями Южной Осетии, с Совместным координационным центром правоохранительных органов сторон в рамках Смешанной контрольной комиссии и миротворческими силами на территории зоны конфликта в с. Арцеви Цхинвальского района Южной Осетии. Как стало известно, задержание происходило при крайне недопустимых обстоятельствах, с нарушением не только вышеуказанных международных соглашений, но и всех процессуальных норм задержания УК Республики Грузия.
Нодар Дудаев и его однофамилец Бадри Дудаев, 16 марта 2004 года, в начале 10-го часа утра подъехали к животноводческой ферме, хозяином которой был Нодар. Бадри достал зажигалку и сигарету, чтобы прикурить, а Нодар вышел из машины и направился к дверям фермы т.к. на его сигналы пастухи ему дверь, как обычно, не открыли (они в это время были связаны в помещении). Как только он открыл дверь, по нему, без предварительных командных предупреждений, было выпущено четыре пули. Когда люди в масках подошли к истекающему кровью молодому человеку и увидели, что он еще жив, в него произвели еще два выстрела. Одна пуля попала в область сердца и сегодня тоже находится там, другая попала в левую руку. После этого его забросили в багажник автомобиля и сверху на него закинули Бадри Дудаева, которого трясло от страха так, что он уронил зажигалку и стоял, как вкопанный. Говорить о том, что он отстреливался (повод для его задержания), выглядит более чем неправда, тем более что он был освобожден в связи с невиновностью. (Это информация от непосредственных свидетельниц события. Их показания имеются у адвоката Н. Дудаева - Н. Сирадзе, - а также имеется видеозапись).
Затем их увезли в Горийскую больницу, где Нодару была сделана сложная операция - ему удалили одно легкое. Утверждение, что Нодару стреляли в ноги, также не соответствует действительности, т. к. у него шесть пулевых ранений, три из которых - сквозные раны в легких, одна пуля и сегодня в области сердца, остальные были удалены из области грудной клетки и руки, но при этом нет ни одной раны в ногах.
Официальные лица Грузии сразу же заявили в СМИ о задержании "опасных преступников", пытавшихся взорвать железнодорожное полотно и оказавших отчаянное сопротивление при задержании. Информация о причастности к взрыву железнодорожного полотна в силу своей нелепости была в тот же день замята, а также есть свидетели, показания которых также исключают какое-либо оказание сопротивления со стороны Нодара и Бадри Дудаевых (данные материалы, а также их видеозапись имеются на руках адвоката). Очень удивляет факт, что от Горийской больницы машину "скорой помощи", в которой перевозили Нодара в Тбилиси, сопровождало 46 машин разных марок (до поворота в Мцхета), дальше часть машин вернулись, а 14 машин сопровождали его до конца, в тюремную больницу. Все приведенные выше факты наводят на мысль, что при задержании Нодара пытались просто убить. Но ведь его "задерживали" государственные силовые структуры?
Не нам решать, совершил ли М. Дудаев те преступления, которые ему инкриминируют, - это прерогатива суда. Однако события разворачиваются таким образом, что ему не дадут дожить до суда, где он имеет шанс оправдаться. Мы помним, что задержанного ранее грузинскими силовыми структурами Алана Дзигоева, которого также обвиняли в тяжких преступлениях, повесили до суда, что подтверждает его адвокат Э. Апциаури.
Не можем умолчать о том, через какой ад прошел этот парень в 15 лет. Сегодня ему 30. В конце 80-х годов его семья с гор переехала в село Арцеви, где жил его дядя. Семья была зажиточная. Только домашнего скота у них было более 100 голов крупного и мелкого рогатого скота. А у его дяди их было еще больше. Когда началось грузино-осетинское противостояние, естественно, именно сюда первыми пришли грузинские неформальные бандформирования, т.к. это село граничит с грузинскими селами, и никто, никакого сопротивления им оказать не мог. В первый бандитский налет угнали всю скотину из деревни и, конечно, и у Дудаевых. Второй налет оказался более трагичным: избили прикладами автоматов отца Нодара (на его глазах), и на бездыханного вылили кастрюлю с кипятком, которая стояла на печке. После этого отец Нодара прожил недолго. Так он потерял отца. Далее еще хуже; в следующий визит двое бандитов держали Нодара, а третий изнасиловал его сестру, потом избили мать, вынесли из дома все добро и подожгли дом. Через весь этот ужас Нодар прошел, когда ему еще не было 16 лет. Сегодня Н. Дудаев находится в лечебном учреждении исполнительного департамента Министерства юстиции Грузии в тяжелейшем состоянии, и ему предъявляются обвинения в совершении тяжких преступлений по 16 статьям!
Возникает вопрос, если два из серьезных обвинений - взрыв на железной дороге и вооруженное сопротивление при задержании с легкостью рассыпались, как карточный домик, можно ли быть уверенным в обоснованности предъявленных ему обвинений в совершении остальных преступлений.
Мы просим, во имя сотен погибших молодых осетин и грузин в этих бессмысленных, никому не нужных воинах, во имя тысячи покалеченных молодых судеб помочь ему остаток жизни прожить рядом с родными и близкими. Очень просим все правозащитные организации, всех, кому небезразлична справедливость, содействовать принятию решения о передаче Н.Дудаева южноосетинским правоохранительным органам. Согласитесь, здесь его жизнь будет в большей безопасности и родителям, и близким родственникам будет проще заботиться о его здоровье. Это даст нам, людям, политикам возможность получить всепрощение у Господа Бога за исковерканную судьбу Нодара Дудаева и таких как он осетин и грузин, чьи жизни горе-политики превратили в кошмар. Ибо не эти молодые люди начали войну и не их надо сажать на скамью подсудимых!.. Ведь в лучшем случае, Н. Дудаев, будучи инвалидом, будет последние дни доживать в тюрьме, в худшем - судя по состоянию его здоровья, его жизнь может оборваться в любую секунду. Просим всех принять во внимание, что если бы не война 1991-1992 гг., Нодар Дудаев был бы замечательным, примерным тружеником.
Через месяц после задержания, из тюремной больницы Н. Дудаева перевели в следственный изолятор МВД Грузии, из которого с диагнозом инфаркт миокарда через три дня его перевели обратно в больницу, где он находился до 12 июля 2004 г. 12 июля его обратно перевели в подвальное помещение следственного изолятора. Дудаев, у которого нет одного легкого, у которого пуля в области сердца, который вырывает кровью, у которого кислородное голодание, находится в душном подвальном помещении на грани смерти, но грузинские тюремные власти отказываются переводить его в даже в тюремную больницу.
Речь не идет о нарушении прав человека. Речь в данном случае идет об изощренном садизме грузинских властей по отношению к своим заключенным".