Жизнь Шамиля глазами британского писателя
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В нью-йоркском издательстве St.Martin's Press издана книга "Кавказ - горцы и священные войны"
Политические бури над Кавказом и бурные экономические процессы в этом регионе, как уже не раз указывалось в прессе, привели и к росту интереса к Кавказу во многих других сферах, от культурных проектов до исторических изысканий. Где, похоже, особого внимания историков
удостоились события середины XIX века - знаменитые кавказские войны. Именно им посвящена и вышедшая в свет в авторитетном нью-йоркском издательском доме St.Martin's Press книга Николаса Гриффина "Кавказ - горцы и священные войны", где немалое внимание уделено и Азербайджану.
Николас Гриффин родился в Лондоне, однако позже перебрался в Нью-Йорк. Известность к нему пришла после выхода в свет книги "Реквием по мошеннику", написанной по мотивам собственной поездки по Карибским островам. Два следующих романа Гриффина критики характеризуют как
"историческую беллетристику". На этом фоне "Кавказ - горцы и священные войны" - первое произведение, где автор оперирует исключительно реальными историческими фактами с минимальной
долей вымысла. Обратившись же к истории кавказских войн, Гриффин поставил перед собой весьма амбициозную цель - пройти дорогами легендарного имама Шамиля и его сторонников, оказавших наиболее ожесточенное сопротивление российской армии во время покорения Кавказа. Началось же его путешествие именно с Южного Кавказа. Побывал Николас Гриффин и в Азербайджане.
Формально наша страна не была частью основанного Шамилем в горах нынешнего российского Северного Кавказа имамата. Однако установление в Загатальском районе Азербайджана памятника
Шамилю - факт далеко не случайный: одну из окрестных гор даже "русскоязычные" загатальцы называют "Шамилевкой". Не говоря уже о том, что анализировать и прошлое, и настоящее, и будущее Северного Кавказа в отрыве от Южного вряд ли вообще возможно - по мнению многих историков, на мировоззрение имама Шамиля огромное влияние оказали приверженцы широко распространенного тогда в Азербайджане, Турции и Дагестане суфизма - мистического направления в исламе, а восстание в Дагестане во многом стало результатом жестоко подавленного войсками Ермолова восстания суфиев в азербайджанском Ширване.
Однако Николаса Гриффина интересует не только, а возможно, не столько история как таковая, сколько те уроки, которые следовало бы извлечь из нее современникам. "Связь времен" на страницах его книги прослеживается более чем четко, и использует автор "безотказный" литературный прием.
Он подробно описывает, как то или иное место на Кавказе связано с Шамилем, дополняя исторические изыскания современными зарисовками. Более того, автора постоянно сопровождают несколько
попутчиков: нью-йоркский оператор-документалист, переводчик, выведенный под именем "Илья", фотограф из штата Мэн и местный водитель. Именно через их диалоги история экстраполируется на
нынешние события в регионе.
Как того и следовало ожидать, попытка автора исследовать историю и уроки кавказских войн вне зависимости от кремлевских идеологических установок вызвала прямо-таки скрежет зубовный у российских критиков, по мнению которых, книга Гриффина "четко вписывается в обозначенную в англоязычной прессе тенденцию романтизировать образы террористов": "Кавказская война XIX века рассматривается как исторический пример столкновения российских интересов и пассионарного горного ислама. Симпатии писателя явно на стороне чеченцев: русские предстают в книге в виде прагматичных завоевателей, нарушивших свободу горцев, - негодуют авторы статьи на сайте
"ИноСМИ.ру". - По ходу развития сюжета становится все больше заметна смычка между историей и новыми чеченскими войнами. Проводится мысль о том, что мечты о независимости сохранялись в свободолюбивых чеченских аулах на протяжении полутора веков. Н.Гриффин пишет, что правдивые истории, легенды и явные вымыслы о Шамиле и его борьбе за свободу передавались в чеченских аулах из поколения в поколение. Поэтому нынешняя война была неизбежной."
По словам авторов далеко не хвалебной рецензии на книгу, размещенной на сайте, Николас Гриффин в предпоследней главе книги - "Воскрешение Шамиля" - "проводит историческую параллель, напрямую рассматривая Шамиля Басаева в качестве наследника имама Шамиля. Рейд Басаева в Буденновск, по сути дела, оправдывается.
Аргументация стандартна - российские войска разрушили Грозный, что вызвало вполне естественное сопротивление со стороны чеченской нации. Рефреном проходит мысль о том, что любые войны заканчиваются мирными переговорами, и России, хочет она того или нет, в конце концов придется сесть за стол переговоров с чеченскими боевиками".
Д. Тальская
Опубликовано 11 августа 2004 г.