Абхазские добровольцы вернулись из Южной Осетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В то время как мировые средства массовой информации сообщали о том, что поддержать Южную Осетию в отстаивании ее независимости в республику прибыли добровольцы из Абхазии, в Сухуме хранили молчание. Никаких официальных заявлений властями по этому поводу сделано не было. Лишь после того, как, пробыв две недели в Цхинвале, абхазские добровольцы вернулись на Родину, в качестве официальной мотивации поездки была озвучена цель: "участие в совместных учениях абхазских военнослужащих и войск Южной Осетии.

Впрочем, и в этих учениях государство официально заняло позицию стороннего наблюдателя, представив выезд группы военнослужащих и их участие в военных маневрах в качестве частной инициативы. Впрочем, в министерстве обороны республики были в курсе происходящего. Министр обороны Вячеслав Эшба заявил о том, что "участие в учениях было личным желанием ребят решивших прийти на помощь южноосетинским братьям". Он же рассказал о некоторых технических подробностях операции. Очень важной деталью поездки группы, Эшба видит в том, что резервисты приехали в Южную Осетию без оружия, и получили его на месте. По словам министра, все прошло организованно и без происшествий.

Возвращением резервистов на Родину занимался уже Генеральный штаб. По данным начальника Генштаба Владимира Аршбы, в учениях с абхазской стороны приняло участие более 50 человек. Руководители военного ведомства уверены в том, что в случае обострения обстановки, количество людей, готовых помочь Южной Осетии отразить новую грузинскую агрессию, будет очень велико.

А между тем еще два года назад тогдашний премьер-министр Абхазии Анри Джергения в Сухуме подписал с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты договор о широком сотрудничестве между двумя республиками. Один из пунктов этого договора предусматривает в случае возникновения военной угрозы в Абхазии либо в Южной Осетии, оказание взаимной военной помощи. Вице-президент Валерий Аршба уже заявлял о том, что Абхазия не останется в стороне от проблем Цхинвала. В свою очередь, силовики заявляют о готовности оказать всю необходимую помощь, как только осетинская сторона запросит ее. Однако на данный момент конкретные шаги, направленные на оказание помощи осетинам, предпринимаются лишь на неофициальном уровне. По словам начальника Генштаба Владимира Аршбы, наши власти уже обращались с предложением к Южной Осетии оказать помощь, но в Цхинвале ответили, что "пока в ней не нуждаются, но в случае ухудшения ситуации обязательно обратятся к Абхазии с просьбой о помощи".

При этом, как выясняется, вопреки сообщениям российских СМИ, реальных учений в Южной Осетии не было. Министр обороны Вячеслав Эшба заявил, что ни в каких учениях наши резервисты участия не принимали. "Когда нам стало известно об этом, мы обсудили проблему с руководством страны, и было принято решение отправить в Южную Осетию группу офицеров Генерального штаба во главе с его начальником Владимиром Аршбой для того, чтобы выяснить ситуацию на месте. Когда они туда приехали, ими после консультаций с представителями южноосетинской стороны, было принято решение о выводе наших подразделений оттуда и отправке их домой. В учениях, а также в военных операциях они участия не принимали", - сказал Вячеслав Эшба.

После 11 сентября, когда Соединенные Штаты Америки подверглись террористической атаке со стороны "Аль-кайды", конъюнктура трактовок тех или иных политических процессов в мире подверглась кардинальной ревизии. Времена Че Гевары и романтический образ добровольца, как борца за свободу от колониального гнета, практически канули в Лету. Сегодняшние политические реалии дают двоякое определение добровольческому движению. Причем это определение четко зависит от геополитической конъюнктуры. В одном случае искреннее желание добровольцев помочь стране, борющейся с агрессией, может быть истолковано так, как это видят сами добровольцы, а в другом варианте, как засылка иностранных наемников и бандформирований. Избежать второго варианта в случае с Южной Осетией, Абхазии помогла как раз таки благоприятная внешняя конъюнктура, когда не без помощи Москвы, российскими СМИ поездку добровольцев представили в качестве акции поддержки осетин дружественным им народу - абхазами. Но в иных условиях могла быть раскручена другая интерпретация поездки, что могло нанести серьезный урон имиджу страны. Поэтому вряд ли участие граждан Абхазии в военных акциях на территориях других государств должно проходить без контроля со стороны государства. Тем более, когда у Абхазии на основании договора с Южной Осетией о взаимной помощи есть веские основания посылать в Цхинвал военных на официальном уровне, а не придавать этому процессу статус обычной самодеятельности.

Антон Кривенюк

Опубликовано 20 июля 2004 года

источник: Газета "Чегемская правда" (Абхазия)