"Укус" правозащитника
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В конце мая президент Владимир Путин в своем обращении к нации, транслировавшимся по телевидению, заявил, что "в нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными.
Должен сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей - голос подобных организаций, подчас, часто даже не слышен. И это неудивительно: они просто не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом". При этом Путин, правда, оговорился, что "никакие ссылки на необходимость борьбы с терроризмом не могут быть аргументом для ограничения прав человека". Его слова, напомнившие о советских временах, мы решили прокомментировать рассказом о буднях правозащитных организаций Чечни.
Сотрудница правозащитного центра "Мемориал" в Грозном Наталья Эстемирова - одна из самых востребованных правозащитниц в Грозном. Специфика ее работы предполагает постоянное общение с людьми, приходящими в центр со своими проблемами. Еще чаще ей приходится выезжать на места, оказывая людям юридическую помощь, помогая в оформлении документов.
"Сейчас очень сложная ситуация в республике. Люди после взрыва на стадионе дезориентированы - у них появилась неуверенность в будущем", - говорит она.
Эстемирова, педагог по образованию, до 2000 года работала историком в 7-й школе.
С момента создания отделения "Мемориала" в Грозном пошла работать туда, благо опыт уже был: в 92-м году во время осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе занималась составлением списков пропавших без вести, помогала людям с выездом, а в 98-м году работала в общество узников фильтрационных лагерей.
2 июня у Натальи напряженный день. В середине дня пикет возле здания дома правительства в Грозном был разогнан с применением оружия. Охранники стреляли в воздух и били собравшихся женщин прикладами автоматов.
"Несколькими днями ранее по телевидению было объявлено, что существуют списки 1500 человек, задержанных при зачистках в Чечне и содержащихся в настоящее время в российских тюрьмах. Женщины, разыскивающие своих родственников, прибыли на назначенное место сбора даже из сел на арендованных автобусах. Не найдя своих родственников в списках, часть из них направилась к воротам правительственного комплекса. Но после того как женщин не пропустили внутрь, они собрались в небольшой пикет прямо возле ворот правительственного комплекса и стали требовать сообщить им, где находятся их пропавшие родственники. Затем собравшиеся выломали ворота правительственного комплекса и прорвались внутрь. Но охранники комплекса стали стрелять в воздух и избивать их прикладами автоматов. Женщины были вынуждены бежать", - рассказывает Наталья.
В настоящее время самой большой проблемой в работе правозащитных организаций в Чечне она считает трудность работы с властями. "К ним нет никакого доступа: тяжело даже попасть внутрь той же прокуратуры. Причем после теракта ситуация и вовсе ухудшилась - не знаем к кому обращаться", - говорит она. "Раньше многие наши дела были завязаны на вице-премьере по силовому блоку Мовсаре Хамидове - сейчас же он не у дел", - сетует она.
Наталья ссылается на сегодняшний случай. По ее словам, вместо оказания поддержки собравшимся женщинам секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев приказал охранникам разогнать пикет, заявив, что "это все матери бандитов".
Послание президента к нации в ее части про правозащитников Эстемирова встретила без особого оптимизма. "Я удивилась, когда он заговорил о правах человека, но потом подумала, что видимо защитой прав человека будут прикрывать борьбу с терроризмом", - говорит она.
Государственные правозащитники, которых представляет в республике Комитет по обеспечению конституционных прав граждан Чеченской Республики, напротив полагают, что посланием президента смогут оказывать давление на республиканские власти. "Путин заявил, что наше гражданское общество пока слабое и ему необходимо оказывать поддержку. Пусть местные власти послушают слова своего "устаза" и помогут нам", - смеется заместитель руководителя комитета Ибрагим Зубайраев.
При этом в комитете одобряют послание Путина, считая, что "в послании была задекларирована задача построения сильного гражданского общества", что "актуально и для России, и для Чечни особенно". "В практической жизни находить инструмент для достижения этой цели - наша задача", - считает Зубайраев.
Бывшее так называемое султыговское бюро, которое после ликвидации поста уполномоченного при президенте РФ по правам человека в Чечне перешло в переподчинение аппарату правительства Чечни, ни в чем не изменило своей работы. Находясь в том же помещении и полностью сохранив штаты, комитет по-прежнему занимается пропавшими без вести и нарушением социальных прав граждан в Чечне.
"Мы предлагали родственникам пропавших создать комитет, чтобы организованно представлять свои интересы. Еще с февраля мы говорим о создании специальной межведомственной комиссии, в которую войдут представители правозащитных организаций и силовых ведомств, а также местных властей. Наша цель - единый банк данных по похищенным и сверка его по колониям и тюрьмам в России", - говорит он.
К сожалению, создание подобной комиссии затормозилось из-за снятия Абдул-Хакима Султыгова и убийства Ахмата Кадырова, а также некоторых бюрократических проволочек, сетует Зубайраев.
Правозащитным организациям, работающим по Чечне и базирующимся в Ингушетии, сложнее всего. Эти небольшие организации, насчитывающие не более 3-7 человек, работают на международные гранты, или собственные средства. Именно их чаще всего имеют в виду, когда чеченские власти или Кремль заявляет о финансировании через правозащитников сепаратистов или их родственников.
Совет неправительственных организаций, расположенный в Назрани, работая в области информационно-правозащитной деятельности, гранты не получал ни разу, работая на общественных началах. Но, по словам его руководителя Таисы Исаевой, им очень часто совершенно незаслуженно ставят в упрек, что они "зарабатывают целые золотые горы".
"Информацией с сайта СНО пользуются многие правозащитные организации и масс-медиа во всем мире совершенно бесплатно. И потому послание президента, направленное в сущности именно против нас, на самом деле оказывается всего-навсего еще одним незаслуженным упреком в наш адрес", - заявляет Исаева.
Опубликовано 8 июня 2004 года