Российского "шпиона" не пускают в Баку

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заседание Международной организации свободы слова IFEX, которое должно пройти в Баку с 13 по 18 июня, уже привело к крупному скандалу, в центре которого оказался российский "шпион" Григорий Пасько, осужденный в России за "измену Родине".

Само мероприятие пройдет в Баку по инициативе Конфедерации журналистов Азербайджана (КЖА). "На форум пожалует свыше 100 гостей из 50 стран мира - представители иностранных правозащитных организаций и ОБСЕ", - отметил генсек КЖА Азер Хасрат ("Интерфакс"). Техническую поддержку мероприятию оказывает Азербайджанский интернет-форум, а спонсорами выступают международные организации и Фонд Сороса. Официальное открытие намечено на 14 июня.

IFEX базируется в Торонто (Канада). В Международную организацию свободы слова входит 57 журналистских организаций. Постсоветское пространство представлено в IFEX тремя странами - Россией, Азербайджаном и Молдовой. За прошедшие четыре года организация проводила заседания в Нью-Йорке (США, 2000 год), Бангкоке (Таиланд, 2001-й) и в Дакаре (Сенегал, 2002-й).

За несколько дней до этого крупного международного мероприятия Комитет защиты журналистов (КЗЖ) со штаб-квартирой в Нью-Йорке выразил свою обеспокоенность действиями ФСБ России, которая не одобрила выдачу загранпаспорта известному журналисту-"шпиону" Григорию Пасько. "Если ему не выдадут загранпаспорт немедленно, Пасько не сможет посетить международную встречу по свободе слова в Баку в середине июня", - говорится в сообщении КЗЖ. "Я очень хотел бы посетить конференцию IFEX, но без загранпаспорта я останусь здесь", - говорит сам Пасько.

Пасько направил заявку на получение загранпаспорта в органы МВД 14 апреля. По российским законам, его просьба должна быть рассмотрена в течение месяца. Однако представители власти сообщили Пасько, что ФСБ не сумела обработать запрос.

"Григорий Пасько уже испытал тюремное заключение и преследование, - заявила исполнительный директор КЗЖ Энн Купер. - Тот факт, что ему препятствуют ездить за границу, возмущает. Мы убеждаем ФСБ выдать ему паспорт немедленно, чтобы он смог присоединиться к своим коллегам на конференции IFEX в Баку".

Напомним, что 25 декабря 2001 года Григорий Пасько был признан виновным в государственной измене в форме шпионажа, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. Его приговорили к лишению свободы сроком на четыре года в исправительной колонии строгого режима, без конфискации имущества. Кроме того, на основании ст.48 УК РФ его лишили воинского звания "капитан 2 ранга запаса".

Флотский военный суд установил, что в 1996 году Пасько, проходя военную службу по добровольно заключенному им контракту в должности начальника отдела редакции газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта", познакомился с подданным Японии корреспондентом японской газеты "Асахи симбун" Тадаши Окано. В 1996-1997 годах Пасько много раз встречался с Окано, в том числе во внеслужебной обстановке, как во Владивостоке, так и в Японии, по внеслужебным вопросам созванивался с ним по телефону и обменивался факсимильными сообщениями. "В связи с установившимися между ними внеслужебными отношениями Пасько на взаимовыгодных для него и Окано условиях систематически собирал интересующую последнего информацию".

В январе 2003 года Уссурийский городской суд счел Григория Пасько достойным условно-досрочного освобождения. В том же году Пасько попытался получить загранпаспорт, однако московский ОВИР отказал ему. Через четыре месяца после того как Григорий Пасько подал все необходимые документы для получения загранпаспорта, из 3-го ОВИРа Юго-Восточного административного округа Москвы ему пришел отказ. "Есть указание, и я его исполняю", - сказал корреспонденту Bellona Web начальник 3-го ОВИРа Владимир Зубченко.

По словам Зубченко, органы ОВИРа руководствуются ведомственным указанием 1998 года. В официальном письме, адресованном Пасько, Владимир Зубченко заявил, что "условно-досрочное освобождение от отбытия наказания не является полным освобождением от наказания".

Между тем в соответствии с п.4 ст.15 закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", осужденный за совершение преступления гражданин может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является одним из видов освобождения от наказания.

Азер Хасрет видит причину препятствования приезду Пасько в Баку в том, что "власти России не любят тех людей, которые выступают или пишут против них. Это же касается и Азербайджана, и многих других стран СНГ". Поэтому власти таких государств всячески стремятся к тому, чтобы ограничить передвижение таких людей. "Шаг российских властей в отношении Пасько мы расцениваем как грубое нарушение прав человека в области свободы передвижения, - говорит А.Хасрет. - Мы намерены поднять этот вопрос во время проведения самого мероприятия. Некоторые международные журналистские организации уже заявили протест по этому поводу властям России".

Хотя, по мнению Хасрета, Пасько мог бы приехать в Азербайджан и без загранпаспорта - используя общегражданский документ. Он полагает, что если Пасько удастся проехать в Азербайджан с имеющимися у него сейчас документами, то вряд ли местные власти будут препятствовать его нахождению здесь. "Потому что у азербайджанской стороны нет никаких претензий к журналисту. Я даже думаю, что если российские власти обратятся с призывом к азербайджанским - не пускать Пасько - это не приведет к результатам. Наши власти ничего противозаконного в его отношении не сделают. Сколько бы мы ни критиковали официальные органы Азербайджана, в таких вопросах они обычно стараются быть корректными". Кроме того, по словам Хасрета, азербайджанские власти "не настолько глупы", чтобы предпринимать что-либо против одного Пасько на фоне прибытия в Баку известнейших журналистов- правозащитников со всех концов света. "Ведь в эти дни к Баку будет приковано внимание всего мира", - говорит Хасрет.

В консульском отделе посольства России в Баку "Эхо" вчера подтвердили, что "граждане России могут приехать в Азербайджан по своему внутреннему паспорту". "Изменений пока никаких не было. Под внутренним паспортом понимается общегражданский. А кроме него существует еще и заграничный паспорт". Сотрудник консульской службы дипмиссии также выразил недоумение в связи с тем, зачем Пасько понадобился загранпаспорт, если он и без него может въехать в Азербайджан.

Со своей стороны иммиграционный адвокат Тимур Гусман подтвердил "Эхо", что в настоящий момент есть только два государства СНГ, для въезда в которые гражданам России требуется наличие загранпаспортов. Речь идет о Туркменистане и Грузии. "В другие республики россияне могут свободно въезжать по внутренним паспортам, то есть Пасько не нужен загранпаспорт. Наверняка он, как и многие россияне, об этом просто не знает".

Если журналист при нынешних условиях испытывает затруднения с въездом в Азербайджан, "то причины этого кроются явно в другом", отметил эксперт. "Потому что даже для того, чтобы получить общегражданский паспорт нового образца гражданину РФ, находящемуся в этой стране, не придется испытать никаких проблем. Буквально в течение двух-трех недель это можно сделать".

Открытым остается вопрос, готов ли официальный Баку принять Пасько, несмотря на нежелание ФСБ и на возможные призывы со стороны официальной Москвы. Получить соответствующие комментарии в пресс-службе МИД Азербайджана вчера не удалось.

Н.Алиев, Р.Оруджев

Опубликовано 10 июня 2004 года

источник: Газета "Эхо" (Азербайджан)