"Официальные" поборы на чеченских блок-постах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Водитель, остановись! Заглуши двигатель, высади пассажиров, предъяви документы и машину к досмотру", - предупреждает щит в 10 метрах от Ханкалинского блокпоста, стоящего при въезде в город. Но водитель автобуса и не думает останавливаться и тем более высаживать пассажиров.
Ахмед вплотную подъезжает к посту, взмахом руки приветствует стоящего там омоновца, тот в ответ кивает головой - мол, все нормально, проезжай.
"Это мой второй рейс за сегодняшний день, - говорит Ахмед. Он - водитель автобуса, курсирующего Аргуном и Грозным. - Я зарегистрировался еще утром, так что свободный проезд на сегодня обеспечен.
Сколько стоит такая "регистрация"? "Полтинник (менее 2 американских долларов) и езжай куда хочешь".
А если не заплатить? Ахмед усмехается в ответ: "Пробовал я вначале "погеройствовать". Так они всю машину "обшмонали", задержали пассажиров, придирались по всяким мелочам. Почему нет этого? почему нет того? Начиная с аптечки, кончая противогазом".
"Короче дали понять, хочешь "вертеться", так умей и делиться".
В настоящее время в Чечне действуют 48 блокпостов. Еще в начале 2003 года их было 60. Действующий в то время комендант Чечни генерал-лейтенант Евгений Абрашин сообщил о планах сократить количество блокпостов на 20 процентов, что и было сделано. Тогда же он подчеркнул, что в Грозном повышается ответственность местных ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения) и милиции.
Простые жители рады "реформе", однако результатов, которые тогда предсказывал генерал, добиться так и не удалось. На некоторых постах в черте города Грозного, оставленных федеральными силами, появились люди в камуфляжных и милицейских формах. Никто не знает, к каким структурам они принадлежат.
Постепенно блокпосты в Чечне превратились в пункты рэкета, деятельность которых, естественно, далека от обеспечения безопасности местного населения или военных стратегий.
Деньги решают все. Как показал недавнее кровопролитное вторжение в Ингушетию 200 боевиков, вооруженные люди могут беспрепятственно перемещаться по Чечне. Только "мелкая рыба" попадается в сети - те, кто не могут откупиться.
Чеченский водитель Усман рассказал IWPR о том, как он узнал, что провезти через блокпост можно и бомбу.
Обычно люди, имеющие какие-либо небольшие нарушения в паспорте (отсутствие штампа военнообязанного, к примеру), вкладывают рублей 10 в паспорт и отдают его для проверки. Солдаты понимают, в чем дело, забирают деньги и отдают паспорт без разговоров", - сказал он.
Однажды Усман, уже проехав пост "Кавказ", что на границе с Ингушетией, вдруг вспомнил, что, отдавая паспорт на проверку, не достал из него 500 рублей, которые раньше вложил туда для сохранения. Денег в паспорте уже не было. Он вернулся, стал требовать их обратно, объясняя, что это была ошибка.
"А они мне говорят: "Откуда мы знаем - может быть, ты бомбу вез, выгрузил ее, а теперь вернулся". То есть, возмущается он, за 500 рублей (около 20 долларов), они согласны пропустить и бомбу.
Подобные вымогательства уже давно не в новость для жителей республики, а обыденный негласный порядок. И что самое интересное, поборы ведутся не хаотично, а по хорошо налаженной системе. Транспорт делится на категории, каждой из которых соответствует определенный "тариф". Например, на Ханкалинском посту автобусы платят 50 рублей, маршрутки - 10 рублей, грузовые машины - от 50 до 500 рублей, в зависимости от того, что везут. Внутригородской транспорт платит по 10 рублей всем блокпостам, контролирующим тот район, в пределах которого он курсирует.
Черная "регистрационная" доска, мелом записанные номера автомобилей, четко фиксируют тех, кто оплатил и тех, кому это еще предстоит сделать.
Бесспорным рекордсменом в своем роде среди всех остальных КПП считается блокпост "Кавказ-1", расположенный на федеральной трассе Назрань-Грозный, недалеко от Слепцовска.
Основной транспортно-торговый путь, связывающий Чечню с остальными близлежащими республиками, проходит через "Кавказ-1". Естественно, он является лидером незаконных поборов. Фактическая такса: маршрутки платят от 150 до 500 рублей, большегрузный транспорт -500 рублей и больше. Для пассажирских автобусов беспроверочный проезд стоит 50 рублей, плюс ко всему каждый пассажир (преимущественно мужчины) во избежание утомительных проверок должен заплатить 10 рублей.
По самым скромным подсчетам, месячный "доход" этого блокпоста составляет около 150 тысяч долларов.
Водитель микроавтобуса Руслан говорит, что ситуация едва ли улучшилась с тех пор, как на посты, на которых прежде заправляли федеральные силы, заступила промосковская чеченская полиция.
"Ежедневно я плачу диспетчеру 50 рублей за путевку и десять рублей за каждый рейс блокпосту. Прежде там стояли русские, а сейчас местные милиционеры. А то, что посты в городе убрали, ничего не изменилось - одни ушли, другие пришли".
Российские военные власти знают о взяточничестве, практикуемом на блокпостах, однако заявляют, что ничего не могут с этим поделать.
"Такие поборы есть везде, не только в Чечне. Бороться с этим бесполезно, - сказал военный комендант Грозненского района Олег Гуськов. - Коррупция низших чинов власти - одна из распространенных форм взяточничества. И поймать их на этом не так уж и просто. И думаю, что единственный выход из всего этого - просто не платить".
Однако не платить, как видно, не получается. "Водитель, 10 рублей - это не взятка", - гласит вывеска на одном из КПП в Грозном.
Асламбек Бадилаев, Казбек Вахаев, корреспонденты газеты "Зов Земли", Грозный
Опубликовано 8 июля 2004 года