Армения: закон для помощи душевнобольным

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Впервые в истории независимой Армении принят закон о психиатрической помощи. Цель нового закона - оградить общество от психически неустойчивых лиц и гарантировать социальную защиту душевно больным, ныне содержащимся на скудные средства из госбюджета страны.

По сравнению со старым - "советским" - законодательством, новый закон содержит более четкое определение того, что следует считать душевной болезнью. Разработанный министерством здравоохранения и в ускоренном порядке принятый парламентом, закон был подписан президентом Робертом Кочаряном 21 июня и вступает в силу с 1 июля. Столь поспешное принятие закона, отсутствие которого прежде заполнялось нормативными актами, авторы объясняют требованиями Всемирной организации здравоохранения и Совета Европы.

"Психически больной человек должен быть социально защищен в своей стране именно законом, чтобы он чувствовал себя полноценным членом общества", - сказал в беседе с IWPR министр здравоохранения Армении Норайр Давидян.

В республике действует около десятка медучреждений, занимающихся лечением лиц с психическими расстройствами. Государство выделяет на одного больного 2,600 драмов (около 5 долларов) в день. В эту сумму входят расходы на питание, одежду, коммунальные услуги, лекарства. Дорогих лекарств государственные лечебницы и больницы не могут себе позволить.

"Время движется вперед, появляются новые разработки и технологии, а мы лечим своих больных по старой советской методике", - сетует директор Центра психического здоровья "Стресс" Самвел Сукиасян.

Автор этого материала побывала в Севанской психиатрической больнице, что находится в городе Севан на севере Армении, где уже около 20 лет в числе 320 пациентов пребывает некогда известная актриса.

В первом женском отделении больницы царит специфический запах смеси хлора и лекарств. Глазам непривычного посетителя предстает жуткая картина - белые стены с облезлой штукатуркой, расположенные в ряд койки - по 40 в каждой палате, и сами больные с лицами, обезличенными душевной мукой и страданием. Здесь нашла приют и Донара Мкртчян - в прошлом звезда театра и кино Армении, жена кумира миллионов советских зрителей, народного артиста Армянской ССР Фрунзе Мкртчяна.

Пустой взгляд, дрожащие лицо и руки - вот что характеризует сейчас Донару. В прошлом красивая и талантливая актриса, блиставшая на телеэкранах, превратилась в жалкую и неопрятную старушку, изможденную хронической шизофрений. На руках и губе следы ожога от выкуренной сигареты.

"В этом теле уже не осталось человека, она полностью эмоционально расшатана. Это последняя стадия ее болезни", - с грустью заметил врач Арам Алексанян.

"Отпустите же меня домой, я хочу домой. Мне надо получить пенсию в театре Сундукяна, тогда смогу пойти в магазин", - видно, не в первый раз просила у врача Донара.

"Дома у Донары нет, также как и не осталось родных - ее муж и двое детей скончались, - рассказал Алексанян. - На первом этапе ее посещали коллеги по кино и театру, однако уже давно никто не приходит".

Доктор Алексанян считает социальные проблемы причиной многих психических заболеваний.

"На психическое состояние армянского народа оказали влияние такие факторы, как посттравматические нарушения в результате землетрясения 1988 года и карабахской войны, ломка общественно-политической формации, распад СССР и создание независимых государств, изменение в связи с этим жизненного уклада и возникшие социально-экономические проблемы", - говорит он. По его словам, отсутствие работы у большинства населения, разделенные семьи в результате отъезда в поисках заработка одного из родителей - это все провоцирует определенные психические расстройства, депрессии и неврозы.

Согласно официальной статистике, в Армении на учете находится 30 тысяч лиц, страдающих разными психическими расстройствами; ежегодно за помощью к психиатрам обращаются 50-60 тысяч человек. Однако профессор Самвел Сукасян убежден, что больных психическими расстройствами "значительно больше".

Другого мнения придерживается Арам Алексанян. "Число больных не увеличилось, просто на улице оказалось больше больных, - говорит он. - Раньше они быстро изолировались. Кроме того, если прежде на 3 миллиона населения приходилось 30 тысяч больных, то сейчас тем же 30 тысячам противопоставляется меньшая численность населения, сократившегося в результате эмиграционных процессов".

На сегодняшний день проблемами стрессовых нарушений в стране занимаются два учреждения - Центр психического здоровья "Стресс" и Неврозная больница, необходимость же в таких услугах значительно выше.

"Плохо то, что пока болезнь не обостряется, никто не обращается за медицинской помощью, особенно психиатрической, - говорит директор Севанской психиатрической больницы Гагик Карапетян. - Люди скрывают свою болезнь, будь то невроз или депрессия, что усугубляет их психическое состояние".

В соответствии с новым законом, душевно больной человек может в принудительном порядке подвергнуться госпитализации решением суда при наличии заключения психиатрической комиссии, если его поведение представляет опасность для окружающих. Однако в законе ничего не говорится о том, как будет формироваться комиссия и из каких специалистов. В связи с этим министерством юстиции планируется принятие подзаконных актов, которые отрегулируют механизмы применения принудительных мер лечения в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами.

Психолог Вадима Георгиади выступает против делегирования полномочий "инородному" органу (в данному случае Минюсту). По его мнению, процедуру регулирования закона о психиатрической помощи должен полностью контролировать парламент.

"Кто, как не общество определяет степень социальной опасности человека, и здесь очень важно защитить больного от родных и опекунов, которые могут посягать на имущество этих людей, вплоть до жилой площади", - замечает Арам Алексанян.

Предметом посягательств порой служит и полагающаяся некоторым психическим больным пенсия, которую они получают по инвалидности. Как стало известно IWPR в министерстве соцобеспечения, не все больные данной категории получают пенсию (в среднем 5,5 доллара), так как для этого нужно обратиться в соответствующую инстанцию. "В случае с психбольными за получением пенсии обращаются родные или опекуны больных", - сообщила руководитель отдела по пенсиям министерства Роза Мкртчян.

Видно, даже с принятием нового закона душевнобольные Армении остаются наименее защищенными членами бедного общества.

Наира Мелкумян, независимый журналист, Ереван

Опубликовано 8 июля 2004 года