Чеченка и ее место в "новом" обществе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченка, как и все кавказские женщины, всегда отличалась покорностью, что в этом случае выражает лишь уважение к представителям сильного пола. Но, несмотря на патриархат, женщина в чеченском обществе занимает существенную роль, и неправда, что у нее нет прав или они ущемлены.

В доме всегда главенствует мужчина. Почти все серьезные судьбоносные вопросы в семье решают мужчины. Незамужняя девушка находится под опекой своих родственников, пока она не выйдет замуж. С тех пор за ее судьбу отвечает муж. Он имеет право развестись с ней, однако если у него повод к этому не существенный, то он может иметь серьезные разногласия с бывшими уже родственниками. Женщина - это честь рода. Обида, нанесенная женщине, в некоторых случаях смывается только кровью.

За последние годы в Чечне слишком сильно влияние западной культуры. Происходит переоценка ценностей, и чеченцам, как и всем, трудно будет сохранять свою самобытность. Все равно случаи, когда якобы чеченская девушка выходит за русского солдата "освободителя" замуж, - это редкость, в резкой форме осуждаемая обществом. Чеченцы по своей сути националисты. Но в самой мягкой форме.

Женщина на базаре

Чеченская женщина сегодня в Чечне стала наряду с мужчиной зарабатывать, держать семью. И это продиктовано необходимостью реальной жизни. Отсутствие заработка, неспокойные времена, когда и мужчинам передвигаться сложнее по республике, заставляют женщину становиться единственным добытчиком в семье.

Занятие торговлей для Чечни обычное занятие. На многочисленных рынках и придорожных базарчиках стоят в основном женщины. На жизнь хватает с трудом. Но это лучше, конечно, чем каждый вечер проводить в тревожном ожидании, вернется ли домой муж или сын с работы.

Айшат Мизаева по профессии библиотекарь. До первой войны она работала в библиотеке имени Чехова. После того, как библиотека сгорела, она торгует на центральном рынке в Грозном. Айшат продает детскую одежду. Заработком она довольна. Вещи привозит с Пятигорского оптового рынка.

"Стою на рынке около семи лет. Я когда начинала, думала, не смогу выдержать, я ведь всю жизнь провела среди книг. А тут такая грязь. Можно сказать, что в каком состоянии рынок, такая же и республика", - считает Айшат.

"На деньги, которые я зарабатываю на рынке, я смогла выдать замуж дочку, устроить сына в университет. Муж у меня больной. Следит за обстановкой и сильно переживает. Так что я могу рассчитывать только на себя и Всевышнего. И он мне помогает", - говорит она.

История Айшат Мизаевой типична для почти всех чеченских женщин, стоящих на рынках. Муж болен или его вообще нет. Или же сидит дома. Многие женщины не хотят признаваться, что при живом и здоровом муже они вынуждены стоять на базаре. И поэтому не всегда говорят правду.

Женщина - камикадзе

С начала второй чеченской войны женщины стали в ней принимать активное участие. При каждом мало-мальском отряде были женщины-санитарки, которых боевики вежливо называли сестрами. Ни о каких то близких отношениях не могло быть и речи. Такие вещи караются.

Один из первых взрывов с участием женщины-камикадзе в Чечне прозвучал в селении Алхан-Кала в 2000 году. Хава Бараева на грузовике, наполненном взрывчаткой, подъехала к комендатуре и взорвалась. Этому самопожертвованию посвящена даже песня известного чеченского автора - исполнителя Тимура Муцураева: "К комендатуре мчится грузовик, нагруженный пластидом и судьбою. В его кабине виден нежный лик Хавы, решившей жертвовать собою".

Второй взрыв прозвучал в Урус-Мартане в 2001 году. Тогда обвешанная жительница Газуева взорвалась среди российских военных. Мишенью ее был военный комендант аварец Гаджиев, который, по некоторым данным, был повинен в жестокой смерти ее мужа и брата. Говорят, она, прежде чем взорвать себя, подошла к нему близко и спросила: "Ты меня узнаешь?". Потом последовали Дом правительства в Грозном, Илисхан-юрт, Моздок, Тушино...

Откуда берутся камикадзе? Почему жертвуют собой? На этот вопрос ответ есть. Жажда мести, безысходность и злоба оттого, что виновных в смерти близких людей не настигнет наказание, и патриотизм. Все это образует в человеке гремучую смесь, которая и движет ими. Из-за денег вряд ли люди стали бы себя взрывать. Взрывают себя люди, уже не видящие другой выход.

Вероятно, что будут появляться новые и новые шахидки, хладнокровные. Условия для их производства более чем благоприятные - продолжается война, отнимающая жизни у их родственников.

Руслан Исаев

Опубликовано 16 июня 2004 года.

источник: Веб-сайт "Prague Watchdog" (Чехия)