"Следы побоев у обвиняемых заметны даже сквозь грим"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На очередном заседании суда стало известно о новых нарушениях процессуальных норм в отношении двоих россиян, которые обвиняются в организации убийства Зелимхана Яндарбиева. Часть нарушений была отражена в протесте одного из подсудимых (его имя "по тактическим соображениям" адвокаты не разглашают; впрочем, имена обвиняемых неоднократно назывались ранее - это Анатолий Белашков и Василий Бокчов, являющиеся, по некоторым данным, офицерами ГРУ. - ГАЗЕТА). Как рассказал ГАЗЕТЕ пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Илья Левитов, россиянин заявил, что по отношению к нему во время следствия применялись пытки. Обвиняемый также сообщил, что ему не были представлены для ознакомления материалы дела, а в период со 2 по 5 мая отказано во встрече с адвокатом. Между тем по закону перед процедурой дачи показаний в суде адвокат имеет право круглосуточно общаться с подзащитным. Заявив протест, обвиняемый отказался от дачи дальнейших показаний. "К сожалению, суд не обратил внимания на протест, но допрос все же был прекращен", - сказал Илья Левитов. В свою очередь, государственный обвинитель заявил, что никаких формальных препятствий со стороны прокуратуры не было и быть не могло. Прокурор заверил суд, что своевременно подписал соответствующую бумагу, которая разрешает свидания, и заявил, что все остальное - проблемы адвоката.

Впрочем, еще до этого подсудимый россиянин детально рассказал суду об обстоятельствах его захвата спецслужбами Катара на вилле в Дохе. По его утверждению, катарские сыщики заранее были осведомлены, что вилла дипломатическая. Тем самым, считает защита, катарцы нарушили Венскую конвенцию о дипломатических сношениях. В беседе с корреспондентом ГАЗЕТЫ Илья Левитов отметил, что защита далеко не однозначно оценивает и некоторые доказательства, представленные суду прокуратурой Катара. По версии адвокатов, здесь также не обошлось без нарушения буквы закона. "Еще 2 мая стороной обвинения были представлены суду две видеокассеты с записью следственного эксперимента, на которых наши арестованные соотечественники якобы давали признательные показания и подробно рассказывали, как они совершали преступление, - рассказал Илья Левитов. - Однако, как мы поняли, никаких сенсационных признаний они не делали. Подзащитных для так называемого следственного эксперимента просто вывезли к мечети, возле которой погиб Зелимхан Яндарбиев, и заставили разыграть все по сценарию, угодному прокуратуре. Нам неизвестно, применялись ли к арестованным в этот период какие-либо незаконные меры воздействия. На пленке заметно, что они загримированы, но даже сквозь наложенный грим видны следы побоев".

Впрочем, даже сам факт демонстрации пленки адвокаты считают процессуальным нарушением. По словам защиты, эта видеозапись явилась для них полной неожиданностью, а по закону "на суде не должно быть сюрпризов". Как пояснил Илья Левитов, обо всех доказательствах, оглашаемых в суде, стороны должны быть оповещены заранее. В данном же случае этого не произошло.

Ярослав Зорин

Опубликовано 7 мая 2004 года

источник: Газета "Газета"