В Азербайджане пожизненно заключенный судится с начальником тюрьмы за право на высшее образование
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Гарадагском районном суде Азеpбайджана прошло подготовительное заседание необычного судебного процесса - предметом судебного разбирательства является право заключенного на образование, гарантированное Конституцией.
Пожизненно заключенный Гобустанской тюрьмы закpытого типа Намик Велиев, будучи в 1996 году студентом второго курса Азгосинститута Физкультуры, был арестован по обвинению в соучастии в умышленном убийстве и в дальнейшем в 1997 году приговорен к расстрелу. Проведя 11 месяцев под следствием, 7 месяцев - в расстрельном корпусе и более 6 лет - в условиях пожизненного заключения, молодой человек не потерял вкуса к жизни. Он много читает и широко известен в тюрьме своей книгой детективного жанра, написанной вместе с сокамерником и уже несколько месяцев публикуемой в местной прессе.
С 2002 года заключенный мечтает о продолжении высшего образования в области международного права и ведет по этому поводу переписку через адвоката Эльмана Османова и доверенного лица - директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова.
Эта мечта натолкнулась на запрет со стороны начальника Гобустанской тюрьмы Насими Асадова. Единственным аргументом в поддержку своей позиции он выдвинул то, что заочное высшее образование не допускается даже в условиях колонии-поселения, если университет находится за пределами ее территории. В данном же случае речь идет о тюрьме закрытого типа.
Как говорит пpавозащитник Эльдар Зейналов, начало подобного судебного процесса само по себе характеризует позитивные сдвиги в судебной системе. "Несколько лет назад о таком можно было лишь мечтать, а заключенного, осмелившегося подать жалобу против начальника, - лишь от души пожалеть".
"При подготовке иска в суд выяснилось, что простой отказ в продолжении образования, уместившийся на одном листочке казенной бумаги, нарушил 8 международных документов, обязательных для Азербайджана. Среди них - и международные пакты ООН, и такие популярные у властей "Европейские пенитенциарные правила". Очень категорична статья 2 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Никому не может быть отказано в праве на образование". Хотя и конвенция, и протокол вступили в силу еще 15 апреля 2002 года, оказалось, что у нас по-прежнему могут отказать", - говоpит Э.Зейналов.