Чего ждать Абхазии от симпатии Запада к Грузии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Если задаться желанием соотнести события, происходящие в мире в последние 2-3 года, с тем или иным киножанром, то думается, уместнее всего тут пойдет направление экшн, что означает: постоянное ускоренное действие. При этом характер этих моментов настолько стремителен и безграничен, что они охватывают все континенты мира, не оставляя в стороне и Кавказский регион.
После этого предисловия автор статьи считает необходимым отметить, что готовил он ее, используя российские издания "Известия", "Труд", "Коммерсант", "Московские новости", "Российская газета" и аналитические программы телеканалов ТВЦ и НТВ.
Новый вид американского экспорта
Практически после "холодной войны" начался новый передел мира и прежде всего его энергетических ресурсов. И мир как бы стал жить под дуновением развевающегося полотнища американского флага. Известный политолог Хайтингтон заявил: "В мире, где не будет главенствовать США, будет больше насилия и беспорядка и меньше демократии и экономического роста". И главенство это подкрепляется тем, что, по данным Пентагона, США разместили в 130 странах мира 702 военные базы, которые, по сути, образуют хребет американской империи. Одновременно разрастается блок НАТО, этому пpoцeccy придано ускорение, и micro уже не воспринимает всерьез заверения западных политиков и генералов о том, что сей блок расширяться не будет.
Полным ходом реализуются амбициозные планы по военному окружению России. Для чего? "Не обязательно воевать с другим государством, можно это сделать другим способом, чтобы оно учло вой интересы", - так полагает на тот счет бывший директор ЦРУ Д. Шлессинджер. В прибалтийских странах, ставших недавно дебютантами НАТО, уже запущены радары слежения, появились в небе разведывательные "АВАКСы". Несут боeвoe дежурство у северных границ России натовские истребители. 1-4 минуты им нужно для того, чтобы долететь до Москвы с бывших советских аэродромов в Латвии. Радары любопытствуют насчет обстановки в Карелии, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Смоленной, Тверской, Московской областях. На очереди день открытых дверей НАТО для Молдавии, Украины, Белоруссии. Но только тогда, оговариваются генералы блока, когда к власти там придут другие руководители. Но смены режимов не просто ждут, а и обкатывают возможные сценарии. Апробировали, скажем, вариант "роз" в Грузии. Как пояснил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, "мы экспортируем безопасность и наши ценности в регионы, соседствующие с нами и готовые с нами дружить".
"Аэродромы подскока"
Отнюдь не последнюю позицию в американских замыслах занимает намерение твердо обозначить себя на южных рубежах России. Мотивируя это необходимостью иметь "аэродромы подскока" для переброски сил, участвующих в борьбе с международным терроризмом, силы Пентагона прочно осели в странах Средней Азии. Хотя в Москве и посчитали эти меры оправданными, тем не менее, американцы, чтобы не раздражать в перспективе своего партнера, отказались здесь от крупных военных структур, остановившись на проектах создания небольших, мобильных баз передового базирования с размещением их в тех странах, где к США относятся лояльно. Но поскольку при этом субсидируются огромные деньги, не говоря уже о плате за использование аэродромов, земли и т.д., то ожидаемая лояльность не заставляет себя долго ждать. Особенно в Казахстане, Азербайджане, Грузии.
Ходы на "шахматной доске"
Пристальное внимание бушевской команды к Грузии вызывает подозрение, что на "великой шахматной доске" Бжезинского Америка и Россия начали сражение за влияние на эту республику. Хотя американцы и говорят "Ничего подобного. Мы просто обучаем грузинских солдат на случай отражения чеченских боевиков, которые переходят границу и угрожают безопасности России. А после этого к Грузии у нас не будет никакого интереса". Однако нельзя не заметить, что как только Россия намеревается предпринимать в этом регионе какие-то собственные шаги, в том числе по достижению стабильности, в высказываниях ряда госчиновников США ощущается звучание свинца. В то же время на переговорах разных уровней постоянно поднимается вопрос присутствия российских военных баз в Грузии. Причем и США, и Грузия убеждают Россию в том, что ей не следует опасаться появления американских баз в Грузии, отсюда, дескать, не будет исходить никакая угроза безопасности России.
Что ж, минует срок действия российских баз, пусть даже 6-7 лет, как предлагает Кремль. Но как быть Москве потом? Ведь известно, что обучение грузинской армии и оснащение ее вооружением осуществляется по натовским стандартам. А это значит, что практически здесь создается определенная натовская "точка", которую можно будет использовать при соответствующих обстоятельствах. Как говорят генералы Североатлантического альянса, "наша задача иметь (баз) больше. Размещать ближе". Разве так трудно догадаться - к кому именно ближе.
С приходом М. Саакашвили существенных изменений во внешней политике Грузии, скорее всего, не произойдет. Новый президент продолжит линию на еще большее сближение с Западом. Ведь никто в Тбилиси не отменял государственный документ - "концепцию безопасности", в котором Россия определена как сосед, от которого трудно ждать чего-либо хорошего. Никто в Тбилиси и не скрывает тесной дружбы с США и Евросоюзом. Более того, ее постоянно укрепляют и развивают. А чуть ли не умилительные, "розовые" признания грузинского лидера в отношении России, думается, в Москве всерьез не принимают.
Надёжен ли партнер?
Но дипломатия есть дипломатия. После первой встречи В. Путина и М. Саакашвили в Кремле заявили: "Наконец-то мы в Грузии имеем партнера, с которым можно говорить откровенно и предметно". Во время московской встречи В. Путин не преминул указать: "Мы всегда идем навстречу Грузии практически по любому вопросу... При соблюдении некоторых условий те проблемы, которые сейчас, считаются основными (Абхазия, базы) в отношениях между нашими странами, могут быть решены".
Речь идет не о статусе Абхазии, а, прежде всего, о ее экономическом положении. В Москве считают, что его надо улучшать с участием Тбилиси, и выразили пожелание, чтобы в основу урегулирования конфликта были положены экономические методы. Грузинская сторона предложила Москве проект прокладки ветки нефтепровода Новороссийск - Супса через территорию Абхазии. Но этот вопрос остается пока в области прожектов.
Особое внимание грузинские власти стали уделять лоббированию своих интересов в московском пространстве. Примечателен такой факт. Когда новый состав Госдумы РФ стал избирать руководителей различных комитетов, грузинские лоббисты выразили неудовольствие кандидатурой, предложенной на пост председателя Комитета по связям с СНГ: дескать, он слишком тепло высказывается об Абхазии. И что же вы думаете, думцы учли тбилисские настроения, избрали другого.
Есть в российском правительстве чиновники, которые считают, что новым грузинским властям надо дать шанс и открыть им дорогу к России. Для этого, полагают они, надо проводить в отношении к Грузии дружественную и в какой-то мере даже снисходительную политику.
Что же касается при этом Абхазии, то, похоже, что наличие у нашего населения российского гражданства уже не смущает Тбилиси. Здесь считают, что наряду с российским в Абхазии возможно и грузинское гражданство. Во всяком случае, такие предложения - правда, неофициально - высказывались во время встречи представителей Грузии и России в марте с.г.
Новые проекты
Грузинская сторона не скрывает своих оптимистических надежд в связи с предстоящими осенью этого года президентскими выборами в Абхазии. Министр по урегулированию конфликтов Г. Хаиндрава убежден, что "новые власти Абхазии будут более лояльными в своих отношениях с Тбилиси".
Разрабатывается (несомненно, вместе с западными друзьями) проект уже не массового, а постепенного возвращения грузинских беженцев согласно международным программам, в которых заложены гарантии безопасности всех проживающих в Абхазии. Поставлена задача активизировать работу по сотрудничеству неправительственных организаций в Грузии и Абхазии, для чего планируется использовать международные фонды.
Между тем в прессе появляются сообщения о том, что соответствующими институтами разрабатываются некие формы правления теми или иными народами. Так, по мысли профессора Оксфордского университета Н. Фергюсона, для предотвращения возможного хаоса в том или ином регионе уместен метод постепенной колонизации. Возможность возникновения конфликтов можно упредить и не используя армию, полагает профессор и поясняет: "Приводить в порядок некоторых непокорных методами политического, экономического информационного давления. В конце концов, можно купить правительство".
Мы не можем оставлять в стороне эти "лабораторные" политические изыскания заокеанских политологов, тем более что знаем, что именно заокеанские симпатии согревают грузинское руководство. Невольно вспоминается сказанное М. Саакашвили на встрече с Бушем: "Близость и взаимные интересы между Грузией и США основаны на общих ценностях. Россия постепенно свыкается с нашим сотрудничеством с американцами и учится тому, чтобы с этим жить". Буш, в свою очередь, заверил, что постарается по возможности смягчить напряженные отношения между Москвой и Тбилиси. "Мы продолжим работать с Путиным, с которым у меня хорошие отношения, сказал хозяин Белого дома.
Момент истины
Нет сомнения, что соперничество между Россией и США в сфере влияния на Грузию в нынешнем году будет возрастать. За океаном не скрывают своей установки о том, что единственный способ заставить Россию вывести свои войска и восстановить территориальную целостность Грузии, находящейся в стратегически важном регионе, это трудничество последней с Западом посредством НАТО.
Поскольку в данный момент устройству здесь "баз подскока" препятствуют независимость и непокорность Абхазии и Южной Осетии да строптивость Аджарии, следует ожидать, на наш взгляд, постоянного и устойчивого давления США и их сторонников на эти регионы. Одновременно нетрудно предвидеть, что в тех же целях будет наращиваться военный потенциал грузинской армии, подстраиваемой под натовский образец.
Естественно, любое государство воспринимает как угрозу, когда по соседству все сильнее громыхает военная машина. В нашем случае, если учесть, что грузинская армия наращивается не сама по себе, а заботливо пестуется западным блоком НАТО, сложившаяся ситуация должна вызывать настороженно не только у нас в Абхазии, но и в России. Настал, как говорится, момент истины, когда следует четко определить, где же на Кавказе, до каких параметров простирается зона российских интересов. Требуются определенные политические предложения и решения. Этого, сдается, ждут не только в Абхазии.
Опубликовано в N 48, 1-2 мая 2004 года.