Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов: нельзя верить показаниям политзаключенных, данным под пытками

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В связи с кампанией, начатой в проправительственных средствах массовой информации против Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) и Института мира и демократии в связи с тем, что в предложенный ими список предполагаемых политических заключенных были включены лица, осужденные по делу о взрыве в Бакинском метро в марте 1994 г., директор ПЦА Эльдар Зейналов заявил следующее:

"Наше решение о включении этих граждан Азербайджана в список предполагаемых политических заключенных связано не столько с их принадлежностью к определенной политической организации, сколько с фактом, что расследование этого дела и суд не соответствовали не только европейским, но и национальным стандартам. В частности, ст.46 Конституции запрещает пытки, ст.63, устанавливая презумпцию невиновности, запрещает использование доказательств, добытых с нарушением закона. Согласно ст.65, каждый гражданин имеет право на обжалование своего приговора. В ходе же суда, завершившегося в мае 1996 г. вынесением двух смертных приговоров, были проигнорированы отказы от показаний и заявления о пытках, а сам приговор, вынесенный Верховным судом в первой инстанции, был окончательным и не подлежал обжалованию в кассационном порядке. Осужденные в тот же день поступили в корпус смертников, куда через несколько дней в нарушение закона пришли сотрудники органов следствия и публично настраивали смертников к расправе над этими осужденными. Один из осужденных впоследствии умер при подозрительных обстоятельствах, второго пытались убить.

За последние 11 лет органы следствия неоднократно заявляли о раскрытии террористических заговоров со стороны различных оппозиционных сил: Народного Фронта (А.Гасымов, Гасан Току и др.), партии "Мусават" (М.Гусейнли, Р.Арифоглу), военных (В.Мусаев, А.Сысоев и др.), опоновцев (Э.Амирасланов и др.). В связи с применением в расследовании этих дел недозволенных методов следствия все эти дела воспринимаются общественным мнением весьма критично, а эксперты Совета Европы признали подсудимых по ним политическими заключенными. Нет никакой логической причины, критически воспринимая одни случаи террористических заговоров, относиться по-иному к делу о взрыве в метро. Тем более что, если в результате пыток и самооговоров осуждены не те люди, то настоящие террористы сейчас находятся на свободе и угрожают нашей безопасности.

Отметим, что согласно "Мнению 222(2000)" - документу, в котором изложены обязательства Азербайджана перед Советом Европы, политические заключенные должны быть освобождены либо пройти новый суд, соответствующий европейским стандартам. В случае если власти не настроены освободить того или иного политического заключенного, они обязаны начать новый суд. При этом новые нарушения судебных процедур, как это было в случае А.Гумматова и Р.Газиева, укрепляют позиции сторонников освобождения политзаключенных. На мой взгляд, ничто не мешает властям страны вместо травли правозащитников провести новый суд по этому делу и разрешить все сомнения по этому делу цивилизованным судебным путем".

Автор: