Власть и бизнес

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Взаимоотношения власти с этническим бизнесом

Современная Россия имеет административную систему управления при слабой финансовой, промышленной и банковской управленческой системах. Это означает, что самостоятельный этнический бизнес в многонациональной системе РФ не может быть представлен вне контекста происходящих событий и будет находиться под влиянием Администрации Президента РФ. Этнический бизнес (армянский, татарский, еврейский, славянский /православный/ и т.д.) занимает важное место в российской пирамиде власти, выступая в роли союзника собственной политической элиты и пытаясь завоевать позиции на федеральном уровне. Например, попытки финансово-промышленной группы в лице Михаила Гуцериева при поддержке президента Ингушетии Руслана Аушева закрепиться на федеральном уровне через приватизацию кампании "Славнефть" закончились полным поражением этой команды.

Примером успешного сотрудничества этнического бизнеса с федеральным центром является армянский бизнес. Проведение последнего Всемирного съезда именно в Москве и присутствие на нем президента РФ Владимира Путина лишь подчеркивают то значение, которое российское руководство придает сотрудничеству с этническим бизнесом. Лоббирование интересов национального бизнеса - одна из важнейших задач политического руководства российских субъектов. В этом смысле у руководства Чеченской Республики большие возможности, которые в 2004 году необходимо использовать гораздо более эффективно, чем это делалось до сих пор.

Социально-экономическое развитие Чеченской Республики и выход на федеральный уровень чеченской этнической бизнес команды является задачей N 1 для руководства Чечни.

Отсутствие реальной бизнес-элиты, защищающей свои национальные финансово-промышленные и банковские интересы, позволяет рассматривать политических лидеров Чеченской Республики как слабых и некомпетентных. В этих условиях все претензии чеченских лидеров на обретение особого статуса в составе РФ выглядят ничем не обоснованными, если не считать доверительных отношений между Путиным и Кадыровым. Само их наличие дает возможность использовать административный ресурс для быстрого создания чеченской бизнес-элиты.

Если "Роснефти" позволено эксплуатировать чеченскую нефть на 20 лет вперед, согласно договору, владеть 51 процентом акций чеченских месторождений нефти и платить налоги в федеральный бюджет, то и мы вправе заявить о налоговых льготах на товары и услуги, произведенные на территории Чеченской республики. Пока же отсутствие на территории Чечни класса собственников (промышленников-менеджеров и банкиров) не позволяет нам реально претендовать на участие в федеральных бизнес-проектах.

Совместные бизнес-проекты команд на федеральном уровне

Уже сформировавшийся рынок РФ не вполне соответствует интересам граждан ЧР, что позволяет и впредь манипулировать интересами чеченского народа. Перед руководством республики стоит задача укрепить позиции чеченского бизнеса, как в самой республике, так и на российском экономическом пространстве. Важным шагом на этом пути в 2004 году может стать приватизация ОАО "Грознефтегаз".

Главная претензия к нынешнему правительству Чеченской Республики, помимо его общей коррумпированности, состоит в отсутствии внятной политики по послевоенному обустройству республики и защите интересов ее граждан. Трусость и эгоизм отдельных политиков, как в прошлом, так и в настоящем, выражается в том, что они взвалили все тяготы войны и послевоенного периода на плечи своего народа. Нынешнее благосостояние руководителей ЧР, а также же социальное-экономическое развитие республики не должно достигаться за счет ущемления интересов народа или его благосостояния. Иначе руководство ЧР неизбежно окажется в моральной и нравственной изоляции, а сам Президент ЧР - на "крючке" цепкого окружения из нечистоплотных чиновников Москвы и Грозного.

Неэффективность нынешнего правительства Чеченской Республики объясняется не слабой компетентностью его членов, а их высокой коррумпированностью. В этих условиях вся деятельность руководства Чеченской Республики обречена на неэффективность, а народ превращается в придаток к чиновничьему аппарату. Любые акции, даже такие многообещающие, как проведение в Москве Всемирного съезда чеченского народа, (наподобие всемирного чеченского съезда в Дании) практически ничего не дадут политическим лидерам Чечни и ее гражданам. Не будет никакого торга с руководством РФ, так как при отсутствии реальных финансово-промышленных и банковских команд на территории Чеченской Республики некому лоббировать интересы.

Борьба с коррупцией становится, таким образом, одной из приоритетных задач чеченской политической элиты, поскольку ее наличие позволяет враждебным нам бизнес-командам использовать в своих интересах наших же чиновников. Даже те управленческие решения, которые, казалось бы, обречены на успех - в наших условиях часто становятся совершенно неэффективными. Это обусловлено тем, что до предела коррумпированная бюрократия стремится только к получению взяток. Попытки победить коррупцию с помощью КРУ МФ ЧР, КРУ МФ РФ по ЧР, Управления МНС РФ по ЧР, Государственного комитета контроля Правительства ЧР, УБЭП МВД ЧР, Прокуратуры - только распространяют ее на еще большее количество государственных и иных контрольных органов. Все попытки проконтролировать чиновника-бюрократа при помощи другого чиновника ведут лишь к перераспределению добычи коррупционеров, а также использованию результатов проверок и ревизий в междоусобной борьбе кланов и группировок, борющихся за распределение бюджетных средств.

Между тем эффективный способ борьбы с коррупцией хорошо известен: международная практика давно показала, что коррупция кончается там, где вопросы управления экономикой (налоговые льготы) решает не администратор, чиновник, а собственник - инвестор, как внешний, так и внутренний.

Экономическая модель: минусы и плюсы

Отсутствие полноценной системы государственного управления, финансирования, неправильный подбор кадров, непрофессионализм госчиновников - все это мешает возрождению Чечни как полноправного субъекта Российской Федерации. Сложившая система управления и распределения финансовых средств в республике закрепилась на многие годы вперед и допускает прохождение в систему управления только людей, одержимых идеей власти, криминала и непрофессионалов. При данной системе управления и финансирования деньги тратятся не на инвестиции в производство, не на повышение эффективности производства ради благосостояния населения, а на поддержание самой системы. Сама по себе российская государственная система, автоматически перенесенная в Чеченскую Республику, напоминает разложившийся труп, которому делают искусственное дыхание.

Ожидаемая приватизация в Чечне, по примеру России, покажет резкий контраст в уровне жизни населения, наблюдаемый в целом в РФ. Прибавьте к этому сознательно насаждаемое отмежевание от духовных ценностей старшего поколения и неприятие традиционного образа жизни, которое также переносится данной системой. И проводниками такой политики являются не только представители федерального центра и СМИ, но и многие претенденты на власть в лице нашей диаспоры.

В настоящее время в Чеченской Республики сложилась ситуация, используя которую возможно через обустройство Чеченской Республики создать механизм укрепления российской государственности, которая обеспечит достойную жизнь всем народам России. Чеченской Республики нужны налоговые льготы на 100 лет вперед для промышленников и представителей малого бизнеса, а не свободная экономическая зона, которую, скорее всего, навяжут представители и лоббисты крупного бизнеса. Между тем именно налоговые льготы способны создать условия для становления нашего внутреннего рынка и собственного производства, которые являются "священной коровой" любой экономики. Сегодняшние финансовые вливания в Чеченскую Республику являются малоэффективным и еще и потому, что большая часть этих средств, как круги по воде, расходятся в ближайшие регионы на закупку всего необходимого, а другая часть в карманы чиновников.

Угроза для Чечни лежит в управляемом извне кризисе. Для ликвидации этой угрозы нам по праву (согласно численности населения) должна принадлежать часть российского рынка, из которого мы были сознательно выбиты перед приватизацией. Руководство Чечни и федеральный центр должны создать условия для становления чеченской финансово-промышленной команды менеджеров на территории ЧР, влияющей на ход событий и принятие решений в Российском государстве. Чеченской бизнес-команде должен быть передан если не контрольный, то хотя бы блокирующий пакет акций крупных компаний России, наподобие компаний "ЮКОС", "ТНК", "Славнефть", или еще не приватизированной компании "РОСНЕФТЬ".

Отличительные черты чеченского народа: инстинкт производителя в диапазоне от переработки сельхозпродукции до внедрения наукоемких технологий, жесткость и прагматизм в ведении финансовых операций, мобильность и фантастическая работоспособность на грани авантюризма - позволили чеченскому народу быть лидером на Северном Кавказе, сохраняя и приумножая свои национальные и культурные традиции. Однако в настоящих условиях система государственного управления в Чеченской Республики (в том числе и военной группировки в ЧР) как и по всей РФ не способна принимать ответственные и обоснованные решения, за исключением небольшого числа адресных распоряжений высшего руководства. Это минимум - роль руководства Чеченской Республики в экономике переходного периода в деле стабилизации обстановки в республике.

Именно руководство республики в лице Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики уже давно должно было указать четкие ориентиры, куда инвесторам и предпринимателям предпочтительно вкладывать деньги. Оно же должно было детально озвучить и обосновать условия для инвестирования: налоговые льготы для не сырьевого развития республики и т.д. Вместо этого Министерство труда и социального развития ЧР, Департамент занятости населения ЧР, Министерство экономического развития и торговли ЧР занимаются только перераспределением бюджетных ресурсов в пользу беднейших слоев чеченского общества. Такая политика дает эффект только при малочисленности беднейших слоев, что в наших условиях нереально. Необходимо отказаться от финансирования неэффективных и избыточных государственных унитарных предприятий, а также другой неэффективной собственности.

Рашид Юнусов

Опубликовано 5 мая 2004 года