Площадь Ахмата Кадырова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пока московские эксперты бурное обсуждали возможность введения в Чечне прямого президентского правления, сам президент это правление осуществлял. Вчера утром Владимир Путин прилетел в Грозный пообщаться с уцелевшим чеченским руководством и военным начальством. Это был его третий блиц-визит в Чечню. Первые два состоялись, когда еще шли активные боевые действия.

"Кое-что делается, но с вертолета это выглядит ужасно"

Нынешняя поездка была не менее, а может быть даже более тревожной: выяснилось, что активные боевые действия идут по-прежнему, что противник, многократно объявленный окруженным и рассеянным, в состоянии поражать даже самые защищенные цели. Вместо ожидавшегося приятного подарка к инаугурации и Дню победы в виде сдавшегося (или хотя бы ликвидированного) президента Ичкерии Аслана Масхадова Владимир Путин получил страшное и дерзкое предупреждение - убит главный оплот федеральной власти в Чечне Ахмат Кадыров.

Именно вокруг Кадырова - и во многом самим Кадыровым - в последние четыре года конструировалась вся система местной гражданской власти. Кадыров, демонстрируя лояльность Кремлю и получив от него полный карт-бланш, действительно стал реальной чеченской властью. Теперь президент Путин слетал посмотреть, что от этой власти осталось, когда Ахмата Кадырова не стало.

Похоже, увиденное позволило Путину сделать вывод, что в Чечне можно обойтись без существенных перемен. То есть, не вводить никаких особых режимов, не перебрасывать дополнительных войск, а просто перегруппировать оставшиеся кадровые резервы, усилить на 1125 человек местное МВД и "вплотную заняться восстановлением Грозного".

Президент пролетел над городом и поделился впечатлениями: "Кое-что делается, но с вертолета это выглядит ужасно". Узнав, что Грозный, оказывается, до сих пор лежит в руинах, Владимир Путин сразу же поручил премьеру Михаилу Фрадкову сформировать рабочую группу представителей федеральных министерств и ведомств России и направить ее в республику для обсуждения вопросов помощи Чечне на месте. "Думаю, было бы правильно, если возглавит эту группу кто-то из министров экономического блока, может быть глава Минэкономразвития (Герман Греф. - Ред.), потому что в основном это вопросы социально-экономического характера", - заметил президент.

Видимо, система восстановления чеченской экономики в очередной раз будет радикально изменена. Но общий политический курс обещано не менять. "Ни у кого не должно быть сомнений в том, что базовые условия восстановления Чечни - силовая составляющая, правовая и организационная - настолько фундаментальны, что никому не удастся развернуть это дело вспять", - резюмировал Владимир Путин.

"Внешнее управление" в Чечне не введут

Путинское заявление вполне последовательно и логично вытекает из всех предыдущих шагов Кремля по чеченскому урегулированию. Окончательное решение о создании в Чечне полноценных региональных органов власти по образу и подобию других субъектов федерации было принято более двух лет назад. По этой логике федералы должны были постепенно переложить основные заботы о чеченской стабильности на республиканские власти. Касалось это не только гражданского управления, но и "оперативной части". Продолжение войны(даже под псевдонимом "контртеррористическая операция") регулярной российской армии против сепаратистов становилось слишком непопулярным. Войну пора было переводить в ранг операции местной милиции против "разрозненных горсток боевиков".

Этим и занимался Ахмат Кадыров, создавая и усиливая республиканский МВД и свою службу безопасности. Для этого писался и принимался проект республиканской конституции. Для этого Ахмата Кадырова выбирали президентом - при активнейшей поддержке Кремля, фактически снявшего с дистанции всех его более или менее влиятельных конкурентов.

Менять "генеральную линию" после убийства Кадырова, отказываться от идеи "мир в Чечне-дело самих чеченцев", вводить вместо поста президента из "местных" пост "генерал-губернатора" со стороны-все это для Кремля означало бы признать свою неправоту и слабость. В таком случае весь политический процесс пришлось бы начинать заново - а на это у России в Чечне уже просто не осталось времени.

Свернуть политическое урегулирование и вернуться к сплошной зачистке уже едва ли возможно. Еще одну серию войны просто не удастся закончить, потому что после нее никто уже не поверит ни в какие согласительные процедуры, выборы и референдумы - причем не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе.

Это значит, что у Кремля остался единственный выход: до новых президентских выборов работать с тем, что осталось. И с теми, кто остался.

Заменить незаменимого

Работа эта будет трудной и небезопасной. Излишняя самостоятельность Кадырова в последние год-полтора сама по себе начала превращаться для Кремля в большую проблему, но после его гибели стало слишком хорошо видно, что заменить его на сегодняшний день некем.

Исполнять обязанности президента до следующих выборов по должности придется председателю правительства Чечни Сергею Абрамову. Он возглавил кабинет министров Чечни менее двух месяцев назад и должен был стать техническим премьером при сильном президенте. Кадыров сам подобрал его кандидатуру, избавившись перед этим за полтора года от трех "неудобных" премьеров подряд. Между тем, любой из них - и первый послевоенный премьер, нынешний глава федерального рыболовного агентства Станислав Ильясов, и депутат Госдумы Михаил Бабич, и новый заместитель главы Госстроя Анатолий Попов смотрелись бы этом месте предпочтительнее - просто в силу большего опыта. Г-н Абрамов оказался в совершенно неожиданной для себя роли, и президент, принимавший его в Кремле непосредственно в день трагедии, не мог не заметить, насколько дискомфортно чувствует себя новый и.о.

Однако, признавая юридическую силу чеченской Конституции, заменить премьера простым переназначением федералы не могут. Формально он должен теперь сложить полномочия только перед новым президентом. А того выберут не раньше осени( см.справку). Зато у Кремля есть шанс помочь Сергею Абрамову разобраться с кадыровскими кадрами, чтобы из них можно было извлечь максимальный эффект или, как минимум, не упустить их в оппозицию.

"Команду Кадырова" уже начали тасовать. Вчера после беседы с Владимиром Путиным члены Госсовета выбрали себе нового председателя, взамен погибшего вместе с Ахматом Кадыровым Хусейна Исаева. Теперь в Госсовете председательствует один из самых сильных и амбициозных кадыровских министров- Таус Джабраилов, который в октябре командовал предвыборным штабом шефа, а потом возглавлял Миннац Чечни, слитый после отставки Бислана Гантемирова с Министерством печати и информации.

Постарались нейтрализовать и самого потенциально взрывоопасного "игрока" - 23-летнего сына Ахмата Кадырова Рамзана, возглавляющего службу безопасности чеченского президента. Это подразделение было создано с позволения и под патронажем федеральных спецслужб, но сейчас оно представляет вполне самостоятельную силу - это как минимум 5 тысяч хорошо обученных и вооруженных бойцов, имеющих за плечами многолетний опыт борьбы с федералами. До тех пор, пока власть оставалась для Рамзана семейным делом, не было сомнений в его благонадежности. Чтобы сохранить ее и впредь, его прямо в день гибели отца удостоили президентской аудиенции, а затем назначили первым вице-премьером в правительство. К слову, непосредственно накануне своей гибели Ахмат Кадыров упразднил все вице-премьерские должности.

На первый взгляд, милости возымели действие: вчера в целой серии интервью Рамзан Кадыров подтвердил, что будет верен отцовскому делу - "до тех пор, пока жив". Правда, неизвестно, сумеет ли он сохранить контроль над своими вооруженными формированиями: ведь его авторитет для приходивших туда вчерашних боевиков был непосредственно связан с авторитетом отца. Сам по себе Рамзан в Чечне весьма непопулярен.

Помимо службы безопасности, существуют и другие чеченские формирования, которые сохраняли условную лояльность федералам только в сложившейся системе отношений, то есть при живом Кадырове. Больше всего штыков - у братьев Ямадаевых, весьма амбициозного гудермесского клана. Правда, старший из братьев, бывший бригадный генерал Ичкерии Халед Ямадаев с декабря заседает в Госдуме России и едва ли захочет портить себе депутатскую карьеру. Тем более, что у него, в отличие от слишком молодого Рамзана, есть шанс попытать счастья на предстоящих выборах президента.

Однако, кроме Ямадаевых есть еще десятки полевых командиров "среднего звена", "вышедших из леса" под личные гарантии Ахмата Кадырова и остающихся в некой правовой тени, не будучи амнистированы и сохраняя оружие. После смерти "гаранта" они вполне могут вернуться под прежние знамена. Тем более, что сама по себе ликвидация Ахмата Кадырова не могла не придать бодрости сторонникам сопротивления.

На кого ставить Кремлю

Но даже если лояльных боевиков удастся удержать, Чечню ожидает как минимум повторение прошлогоднего летнего обострения - в связи с началом очередной избирательной кампании. Правда, выкинув сильнейших кадыровских соперников с прошлых выборов, Кремль достаточно ясно продемонстрировал им свои политические пристрастия. Поэтому московские предприниматели из семейств Джабраиловых и Сайдулаевых много раз подумают, прежде чем снова вкладывать свои средства в избирательную гонку. Единственным крупным участником прошлого "забега", сошедшим с дистанции вполне мирно и как бы даже с повышением, остается бывший депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, ныне - советник президента России. Кроме него, в запасе у федералов есть братья Завгаевы: старые чеченские обиды на последнего председателя Верховного совета Чечено-Ингушетии Доку Завгаева настолько подзабылись, что его даже возвратили в Россию из почетной дипломатической ссылки в Танзанию. Его брат, бывший сенатор, а ныне депутат от Чечни Ахмар Завгаев также пока не до конца выработал свой политический ресурс. Лояльность Завгаевых по отношению к России не оставляет ни малейших сомнений, и управлять ими было бы куда проще, чем бывшим сепаратистом Кадыровым. Вернутся в чеченскую колоду и недруги Кадырова - бывший мэр Грозного, вечный фрондер Бислан Гантемиров и генерал МВД Саид-Селим Пешхоев.

Во всяком случае, очевидно, что недостатка в потенциальных кандидатах в президенты у Кремля не будет.Следовательно, к концу лета прошлогодний сценарий выборов - с видимостью альтернативы и окончательным решением в самом финале - можно будет разыграть вновь. Если только в оставшиеся 4 месяца в республике удастся сохранить хотя бы относительную стабильность. Ахмат Кадыров занимал слишком большую нишу, чтобы его исчезновение можно было компенсировать "увековечением памяти".

... Отныне в Гудермесе вместо площади Владимира Ленина будет площадь Ахмата Кадырова. Площадь Ахмата Кадырова в чеченской политике пока пуста.

До осени без президента

Несмотря на обширные пробелы "послевоенного" чеченского законодательства, преемственность президентской власти в нем достаточно полно регламентирована. В том числе и для экстремальных случаев.

По конституции Чечни ее президентом может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Он избирается на четыре года и не может занимать свою должность более двух сроков подряд.

Полномочия действующего президента Чечни в случае его смерти досрочно прекращаются. Его обязанности временно исполняет глава правительства. В соответствии с законом о выборах президента Чечни, который принимался одновременно с конституцией республики на референдуме 23 марта прошлого года, новые президентские выборы должны состояться не позднее чем через 120 дней после прекращения полномочий прежнего президента, то есть 5 сентября 2004 года.

Назначать президентские выборы должен парламент, но парламент в Чечне пока не избран. Функции Госсовета, который временно исполняет в республике роль представительного органа власти, в основном совещательные и так далеко не распространяются. По закону о выборах президента Чечни в отсутствие парламента назначить выборы должна республиканская избирательная комиссия. Правда, в прошлый раз дату выборов определял Владимир Путин, и ни для кого не секрет, что и теперь решающее слово останется за ним, даже если формальное решение позволят принять чеченскому избиркому. Принято оно должно быть не позже чем через 14 дней после прекращения полномочий прежнего президента, то есть до 24 мая.

Следующий президент вступит в должность через 30 дней после опубликования избиркомом Чечни итогов голосования, то есть не позднее 30 октября 2004 года. Выборы парламента Чечни, которые планировалось назначить на нынешнюю осень, теперь скорее всего будут снова отложены: специальных требований относительно срока их проведения нет.

Опубликовано 12 мая 2004 года.

Автор:
источник: Газета "Время новостей"