Карабах: Перевалочный путь для наркоторговцев?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Армянские власти Нагорного Карабаха обращаются к международным организациям с просьбой делегировать в контролируемый ими регион мониторинговую группу для опровержения или подтверждения обвинений со стороны Азербайджана, представители которого утверждают, что территория региона используется в качестве транзитного пути для незаконной перевозки наркотиков.

Вопрос был поднят на заседании Комиссии ООН по наркотикам, которое состоялось на днях в Венне. В одном из представленных на рассмотрение комиссии предложений говорится о необходимости пригласить экспертов департамента ООН по наркотикам и преступлениям, а также соответствующих органов системы Объединенных Наций, Интерпола и других международных организаций "для изучения ситуации с наркотиками на территориях, не попадающих под контроль легитимных правительств стран внутри региона (Афганистан, Ирак и подконтрольные азербайджанским властям территории Нагорного Карабаха).

Как заявил корреспонденту IWPR заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян, власти республики подтверждают готовность создать для независимой международной мониторинговой группы все необходимые условия для работы на всей без исключения подконтрольной властям Нагорного Карабаха территории.

"В состав группы должны входить действительно независимые международные эксперты, готовые провести непредвзятые исследования", - отметил Масис Маилян.

Представители Азербайджана утверждают, что Нагорный Карабах и соседние территории, находящиеся под контролем армянской стороны, превратились в "перевалочный пункт", которым успешно пользуются торговцы героином, промышляющие на "южном маршруте" - том самом, что берет начало в Афганистане и, пересекая Иран, следует в Европу.

По словам заместителя премьер-министра, председателя Государственной комиссии по борьбе с наркоманией и незаконным перемещением наркотических средств Али Гасанова, особую проблему для правоохранительных, таможенных и иных правоохранительных структур Азербайджана составляют "неконтролируемые 20 процентов территорий, оккупированных Арменией, на которых выращиваются и через которые транзитом переправляются наркотики и наркосодержащие вещества".

Категорическое несогласие с этим высказал Масис Маилян, который тут же не преминул напомнить, что в опубликованном 1 марта 2004 года отчете Госдепа США по международному стратегическому контролю за наркотиками за 2003 год Нагорный Карабах вообще не упоминается, в то время как в очередной раз констатируется, что территория Азербайджана является одним из основных транзитных путей международного наркотрафика.

IWPR поинтересовался у представителей Департамента ООН по наркотикам и преступлениям (UNODC) о том, имеются ли у них доказательства того, что территория Карабаха используется для незаконных транзитных операций.

Оказалось, что доказательств на этот счет у них нет, однако кадровые изменения, которые Департамент провел в своем тегеранском офисе, указывают на то, что руководству UNODC не удавалось координировать деятельность своего представительства в Иране, а это, в свою очередь, заставляет усомниться в точности имеющейся в их распоряжении информации.

Армянские власти Нагорного Карабаха утверждают, что уже много лет они ведут последовательную борьбу с распространением таких наркосодержащих растений, как опиумный мак и дикорастущая конопля. Местные жители признают, что наркотики были сущим проклятием региона в период войны 1991-94 гг., однако сегодня, говорят они, проблема перестала быть неуправляемой.

"Проблема выращивания наркосодержащих растений была особенно актуальна в период военного лихолетья, в 1992-1993 годах, - рассказывает один из сельчан Нагорного Карабаха. - Вы бы видели, с какой заботой, достойной лучшего применения, некоторые люди выращивали мак. Впрочем, чему тут удивляться - ведь ухаживать за ним легче и обходится дешевле, а доход от реализации гораздо больше, чем доход от многих других растений, плодов, овощей и фруктов? Наркосодержащие растения не только можно было продавать, но и менять на продукты - муку, сахар и т.д., дефицит которых особенно ощущается в военное время".

Еще в период активных боевых действий на карабахском фронте - в 1993 году - органами внутренних дел была организована первая операция "Мак", которая с тех пор проводится ежегодно. Она охватывает практически все подконтрольные республике территории. В среднем за год выявляется и уничтожается до 5 тонн зеленой массы дикорастущей конопли и до 15 килограммов необработанного опиумного мака.

"В течение 2 лет, в 1993-94 годах, в составе групп МВД я принимал участие в операциях "Мак", - рассказывает корреспонденту IWPR подполковник милиции в отставке Альберт Восканян. - Прочесывали все районы, все поля, приусадебные участки, на которых теоретически мог выращиваться опиумный мак. Операцию начинали в тот период, когда мак уже практически созрел, но собирать урожай еще рановато. Обнаруженные наркосодержащие растения, вырывали, протоколировали, вывозили для сжигания. Многие не хотели отдавать урожай добровольно, бывали и случаи сопротивления. Учитывая важность операции, нередко для ее осуществления отзывали с фронта некоторые боевые подразделения".

По словам Альберта Восканяна, в первый год хозяев маковых плантаций не наказывали, а лишь предупреждали. Это имело свой эффект - на второй год мака и конопли было гораздо меньше. Жителю Мартунинского района Славику Гаспаряну также доводилось участвовать в этих операциях, которые, говорит он, были очень эффективными. "В годы войны я служил старшиной в одной из частей карабахской армии, был в курсе всех операций по уничтожению плантаций мака и конопли, - рассказывает он. - Могу сказать одно - совместные усилия правоохранительных органов, армии и других структур дали качественный результат. Во всяком случае, с 1995 года люди в открытую уже боялись выращивать мак, хотя бы даже в одном-единственном экземпляре".

Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств заметно активизировалась за последние 5 лет. Согласно информации министерства внутренних дел Нагорного Карабаха, за 1998-2003 г.г. выявлено 156 подобного рода преступлений, 50 процентов которых связаны с выращиванием запрещенных наркосодержащих растений, другая же половина - с незаконным приобретением, хранением и потреблением наркосодержащих веществ. В общем объеме преступлений нарушения закона, связанные с наркотиками, не превышают 5 процентов.

Как IWPR сообщили представители администраций пенитенциарных учреждений Нагорного Карабаха, содержащиеся под стражей наркоманы лечатся принудительно врачами поликлиники МВД. Социолог Давид Саркисян считает, что "в Нагорном Карабахе нет объективных предпосылок для широкого распространения наркотиков и наркомании".

"Наше общество категорически не приемлет наркоманов, считает их самыми деградированными членами общества, даже хуже самых горьких пьяниц, - говорит он. - Многие молодые люди используют коноплю и другие наркосодержащие растения либо из простого любопытства, либо из ложной идеи самоутверждения".

Диспуты о том, соответствуют ли действительности утверждения о транзитном прохождении через Карабах наркотиков из Ирана, продолжатся до тех пор, пока международные организации не вынесут свой "вердикт". ООН все еще не решило, отправлять или нет своих мониторов "для ознакомления с реальной ситуацией на месте".

Опубликовано 22 марта 2004 года