Чечня, весна 2004 года: подробности "нормализации"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Всю эту весну из Чеченской Республики поступают многочисленные сообщения об успешной борьбе с сепаратистами и террористами. О, так сказать, "издержках" этой борьбы - о гибели и "исчезновениях" жителей Чечни - предпочитают умалчивать. Когда же подобные сведения становятся достоянием гласности, официальные представители федеральных силовых структур пытаются их тем или иным способом дезавуировать. На прошлой неделе они дважды комментировали сюжеты, о которых ранее сообщал Правозащитный центр "Мемориал".

* * *

Речь идет о двух трагических событиях.

8 апреля 2004 года в высокогорном селении Ригахой Веденского района от удара с воздуха погибли Майдат Дамаева и пять ее детей, четырех, трех, двух лет и близнецы девяти месяцев. Командование ВВС отрицало факт бомбардировки этого села, а со ссылкой на прокуратуру сообщалось, что эта семья погибла от взрыва фугаса. То есть, ответственность за трагедию косвенно перекладывалась на самих погибших, якобы связанных с вооруженными формированиями сепаратистов.

9 апреля 2004 года в окрестностях села Сержень-Юрт Веденского района были обнаружены девять тел со следами пыток и признаками насильственной смерти. Восемь из них были уведены из села Дуба-Юрт в ночь на 27 марта, причем обстоятельства указывали на причастность к этому федеральных сил - об этом на пресс-конференции 8 апреля говорили представители Human Rights Watch (HRW) и "Мемориала". Однако представители Регионального оперативного штаба (РОШ) по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе обвинило в похищении и последующем убийстве опять-таки сепаратистов: якобы случившееся - месть жителям Дуба-Юрта, отказавшимся поставлять боевикам продовольствие.

Впрочем, сообщения пресс-служб ВВС и РОШ нельзя даже назвать опровержениями: это отрицание, толком не подкрепленное - в обоих случаях заявления официальных лиц лишены даже признаков правдоподобия.

* * *

В первых сообщениях о трагедии в селе Ригахой она была ошибочно датирована 9 апреля, и представитель командования ВВС "честно" утверждал: в этот день полетов не было. Ту же ошибку в дате, кстати, допустили и представители чеченской администрации. Кроме того, в тех первых сообщениях "Мемориала" не раз повторялось: информация - сугубо предварительная, возможны неточности, которые, впрочем, тут же будут исправлены. Но даже когда "Мемориал" эту ошибку исправил, а так же поправившиеся с датой представители администрации Кадырова заговорили о трагедии Ригахоя во весь голос, пресс-служба ВВС продолжала крутить все ту же пластинку: "9 апреля не летали".

Представители прокуратуры, озвучившие версию о гибели женщины и детей от взрыва "фугаса", нимало не смущались тем, что взрыв произошел не в доме, а снаружи. Женщину и детей завалило обломками, осколочных ранений и минно-взрывных травм не видно. Кроме того, в стороне от дома есть и воронка от второго боеприпаса, это хорошо видно на видеозаписи - что же, там взорвался второй "фугас"?

На сохранившихся фрагментах убившего семью Дамаевых боеприпаса видна маркировка, и для следствия не должно было составить проблему установить его тип и номер, боевую машину, на которую он был подвешен, и летчика, ее пилотировавшего.

* * *

Столь же несостоятельны и заявления о похищении жителей Дуба-Юрта боевиками.

Во-первых, в задержании в ночь на 27 марта были задействованы два бронетранспортера - у боевиков же БТРы отсутствуют.

Во-вторых, жители села проследили путь колонны с задержанными - те проследовали по трассе Шатой-Грозный мимо села Старые Атаги, в направлении Ханкалы.

В-третьих, в последующие дни сельчанам удалось выяснить, что задержанные находятся на Ханкале. В распоряжении HRW даже оказалась ксерокопия записи о прокурорской проверке, в ходе которой все задержанные были обнаружены именно там, на главной базе федеральных сил в Чечне.

Наконец, девятое тело из числа найденных в окрестностях Сержень-Юрта принадлежит человеку, происходившему из Дуба-Юрта, но жившему в Грозном и задержанному представителями федеральных силовых структур в ночь на 2 апреля в Октябрьском районе г. Грозного.

То есть, "чеченские боевики" могли быть замешаны в преступлении и Сержень-Юрта только в том случае, если они имеют на вооружении бронетехнику, свободно проезжают через блок-посты, базируются на Ханкале. И, кроме того, задерживают и собирают в одном месте уроженцев одного населенного пункта. Или же представители РОШ всерьез утверждают, что "боевики", не получившие провиант в Дуба-Юрте, неделю спустя наведались в Грозный и похитили там уроженца этого села?

* * *

Российские официальные структуры в апреле 2004 года не раз рапортовали о победах в борьбе с террористами. Однако никто, кажется, не отменил еще в Чечне действие российских законов. Никто не вывел официально "контртеррористическую операцию" и ее участников за рамки права, не освободил их от ответственности за преступления против закона. Убийство мирных жителей - женщины и детей, - преступно. Равным образом, люди, задержанные в ходе "контртеррористической операции" и находящиеся в руках представителей Российского государства, не должны были подвергаться пыткам и внесудебной казни. Подобные действия не только преступны сами по себе, не только ставят власть на одну доску с бандитами - они создают предпосылки для новой волны террора в России. И ответственность за это ляжет не только на тех, кто убивал и пытал, но и на тех, кто покрывал убийц и палачей.

20 апреля 2004 г.

Автор: