Джемал Гогитидзе надеется, что "революция роз" не повторится в Аджарии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Глава Аджарской Автономной Республики не сдается и по-прежнему говорит с центральной властью языком ультиматумов. Аджарский лидер считает, что за событиями в регионе стоит не кто иной, как посол США в Грузии Ричард Майлз. Между тем министр внутренних дел Барамидзе устраивает специальный брифинг и заявляет, что аджарские власти, сделав своим основным бизнесом торговлю наркотиками и оружием, постепенно становятся похожи на колумбийский наркокартель. По словам Барамидзе, за этим бизнесом стоят высшие должностные лица Министерства внутренних дел и безопасности автономной республики.
Что происходит в Аджарии? Кто покрывает наркобизнес? Какое задание дал премьер-министр Жвания своим министрам? "Мтели квира" предлагает читателям эксклюзивное интервью с министром внутренних дел Аджарии Джемалом Гогитидзе.
- Батоно Джемал, первые лица силового ведомства заявили, что в Аджарии происходит как изготовление наркотиков, так и их перевозка. Вы подтверждаете эту информацию?
- Когда министр внутренних дел заявляет, что первые лица силовых структур вовлечены в наркобизнес, это серьезное обвинение в преступлении. Могу прямо сказать - это клевета. Премьер-министр Зураб Жвания поручил министру иностранных дел и всем остальным министрам начать активную пиар-кампанию против Аджарии... Эта тема наркотиков, тема оружия или еще какой-нибудь грязной деятельности нормальному человеку и в голову не придет, а вот в голову Жвании пришла, потому-то его министры и делают такие заявления. Ничего странного, все это не вчера началось.
- Речь идет о том, что наркобизнес в Аджарии координируют первые лица силовых ведомств - министр безопасности Сосо Гогитидзе и заместитель министра внутренних дел Давид Бакурадзе. С другой стороны, Бакурадзе подозревается в убийстве заместителя министра внутренних дел Инаишвили и Генеральная прокуратура Грузии возбудила против него уголовное дело. Насколько они вовлечены в наркобизнес?
- Я уверен, что с таким же успехом начнутся разговоры и обо мне. Просто обо мне довольно большую информацию имеет само население Грузии: я обошел каждое село, и все очень хорошо знают, кто я такой. Выгодней выдвигать такие обвинения против тех, кто не выезжал за пределы Аджарии и работал, чем прямо обвинить Джемала Гогитидзе. Это обыкновенная пиар-кампания...
- Господин Джемал, турецкая пресса тоже заостряет внимание на аджарском наркобизнесе. Это тоже пиар-кампания?
- Не знаю, что они там написали. Я тоже видел на одном из телеканалов передачу о том, что в турецком журнале была такая информация, будто Аджария - это наркотрасса. Но если такое мнение существует в Грузии, почему его не может быть в Турции или в другой стране? У представителей нашей грузинской власти есть очень много друзей, и почему нельзя, чтобы это было сделано по их поручению? А наш аргумент тот, что нельзя, чтобы только Аджария была наркотрассой - тогда уж, наверное, наркотики сыплются сюда мешками прямо с Луны. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что с одной стороны Аджарии проходит государственная граница Грузии с Турцией, а с другой стороны к Аджарии прилегает Гурия - там проходит административная граница между Аджарией и Гурией. Мы практически контролируем приблизительно 47-50 км морской акватории. А от Чолоки до Красного моста (от границы Аджарии до границы с Арменией и Азербайджаном. - Ред.) - 500 км. Если наркотик прошел незамеченным 500 км, почему мы должны заметить его на участке в 50 км? Если мы на погранпункте в Сарпи пропустили отсюда наркотик, тогда его должны задержать турки. Пусть посмотрят, где они зафиксировали наркотик. Вывезенный отсюда наркотик должны изымать или турки, или - если это за Чолоки - правоохранительные органы Грузии, все тот же Гия Барамидзе. А что касается одной информации, согласно которой в Стамбуле были изъяты 2 тонны наркотиков, то они и в самом деле были провезены через Аджарию. Я это подтверждаю, но их задержание произошло на основе информации аджарских правоохранителей - прямо из Министерства безопасности. В Средней Азии был специально собран трайлер, чтобы перевести наркотик из Средней Азии до Турции. Это дело раскрыло Министерство безопасности Аджарии, и так как остановить этот трайлер на территории Аджарии было невозможно, то наркотик задержали в Стамбуле на основе этой информации. Этот факт известен всему миру. И теперь указывать на аджарских правоохранителей и утверждать, что они задействованы в наркобизнесе - это смешно. Давайте посмотрим, сколько наркоманов во всей Грузии, сколько реализаторов наркотиков. Мы имеем информацию, что наркотики поступают через Красный мост. Имеем информацию, что наркотики заходят из Российской Федерации, из Осетии. Что же, смог их остановить Гия Барамидзе?..
- Из-за обостренной политической и криминальной ситуации в Аджарии центральная власть выступила против проведения там чемпионата мира по шахматам среди женщин, а причиной этого называется неконтролируемое оружие, розданное населению. Интересно, что же происходит в Аджарии?
- Прежде всего, я должен подчеркнуть, что это им надо для пиара. Они не хотят, чтобы в Аджарию приехали иностранцы и убедились в том, что никакого оружия здесь нет и никто не разъезжает по улицам на танках. Просто центральная власть не хочет в этом убедиться. Они хотят показать всему миру, что люди тут вооружены. Жвания заявлял, что тут даже пятнадцатилетний ребенок - и тот с автоматом. Пойдите, спросите у Жвании, где он видел на улице пятнадцатилетнего ребенка с автоматом. Пусть Жвания назовет или имя, или фамилию. Это оскорбительно. Провести чемпионат мира они не хотят потому, что весь мир увидит - в Аджарии спокойно и если кто-то и мутит воду, то по указанию центральной власти. Никаких танков на улицах Батуми и других населенных пунктов нет, в этом нет необходимости. Ни один человек с автоматом по улицам не ходит. Полиция обладает соответствующими силами, она абсолютно контролирует ситуацию, и на протяжении недели у нас много таких дней, когда не совершается ни одного преступления. Ситуация здесь напряженная из-за тех заявлений, которые поступают со стороны центральной власти. Президент ошибается, что его поддерживает 90% населения Аджарии - это смешно. Разделять население региона по такому признаку - неприемлемо.
- Да, но когда в Аджарии нарушаются права человека, президент обязан их защитить...
- Они сами, в центре, уже давно нарушают права человека. Врываются в квартиры и подкидывают туда оружие. Когда людей арестовывают ни за что, ни про что, а потом требуют выкуп, разве это не нарушение прав человека? Когда они ворвались в церковь, разбив ее дверь автомашиной, - это не нарушение прав человека? Им позволительно бить людей на улицах дубинками по голове, а нам непростительно даже уважительное обхождение?
- Но когда в Аджарии физически расправляются с журналистами, как вы думаете, это не преступление? Почему на журналистов давят физически?
- Что касается проблематики, связанной с журналистами, то несколько фактов, действительно, было, но в такое же недоразумение, в которое попал оператор "Рустави-2", попал и аджарский оператор. Ну и что? Когда избили журналиста "Иберии", тот факт никто не расследовал. А что касается избиения Вахтанга Комахидзе, то никто ведь не знал, что он журналист - никто не думал, не гадал. Я, например, не знал, что он журналист. Хорошо, пожалуйста, можно быть журналистом, но для этого у него должно быть удостоверение, что он журналист. После инцидента оказалось, что он журналист. Мы практически так и не смогли установить, что там произошло. А может, Комахидзе сам себе это устроил, чтобы потом поднялся такой шум. Зачем ему нужно было снимать скрытой камерой - разве кто-нибудь мешал ему работать? В Аджарии находятся представители различных телекомпаний, и если во время беспорядков у кого-нибудь сломается камера, этого полиция пресечь не может. Никто из них не подвергается никаким ограничениям. Обратите внимание, что только журналисты "Рустави-2" все время попадают в такие переделки. Я даже думал, может, это как-то искусственно делается...
- Противостояние началось после того, как на Чолоки не пропустили верховного главнокомандующего. Вы как думаете, разве не имеет президент права независимо передвигаться в любом районе Грузии?
- Конечно, президент Грузии имеет право передвигаться в любой регион, в любое время. Но об этом должна быть проинформирована служба протокола, все те ведомства, которые отвечают за безопасность президента. Когда президент приходит на Чолоки во главе 3-х тысяч вооруженных спецназовцев и внутренних войск, с тяжелой техникой, я думаю, это надо воспринимать как какую-то экстремальную ситуацию, тем более тогда, когда руководителя аджарской автономии нет на месте. Если учесть все те баталии, которые они провели в Тбилиси и Кутаиси, выходило, что сюда он шел для вооруженной экзекуции. Перед президентом шли министр внутренних дел с мегафоном в руках, генеральный прокурор и т.д. Тут уж, естественно, было бы сопротивление населения.
- То же самое повторилось во время визита председателя Центральной избирательной комиссии. Почему не пропустили на Чолоки Зураба Чиаберашвили?
- Народ действительно был оскорблен тем, что сделал Чиаберашвили. По закону он не имел права отменять результаты выборов в округах на территории Аджарии. Это прерогатива суда. Как видно, им это нужно, чтобы наделать много шуму.
- Мы имеем информацию, что люди, которые кричат "бабу-бабу", получают за это определенные суммы. Что скажете об этом?
- Все "бабуины", которые стоят на Чолоки, защищают свои семьи. А что касается якобы привоза людей из сел и раздачи им денег, то это еще одна интрига властей.
- Батоно Джемал, какую вы имеете связь с человеком, который планировал ликвидировать президента? Газета "Батумелеби" ("Батумцы") опубликовала фотографию, на которой вы сняты вместе с Эдуардом Мсхаладзе...
- Я подтверждаю, что мы вместе сняли эту фотографию. Мсхаладзе сидел за незаконное ношение оружия, и это очень несчастный человек. Что касается того, что мы поручили ему ликвидацию президента, то это глупость. Видели бы вы, какой это несчастный парень, сами бы удостоверились, какой из него киллер. Его признание, переданное в эфир, было состряпано - наверное, его пропустили через мясорубку и он все взял на себя. Стыдно говорить, что мы, аджарские силовики, планировали покушение на президента.
Тамта Карчава
Опубликовано 19 апреля 2004 года
Перевод Российско-грузинский аналитический сайт pankisi.info