Битва за Лагонаки

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Девиз времени - надо учиться деньги делать - современные Лопахины восприняли с энтузиазмом. К примеру, кабинет министров Республики Адыгея оглянулся окрест и увидел лакомый, сулящий приличную прибыль кусок: около 20 тысяч гектаров земель Кавказского государственного заповедника. И чиновников не смутило, что эти земли являются федеральной собственностью, а также объектом Всемирного природного наследия.

- Речь идет о высокогорном плато Лагонаки и Фишт-Оштенском массиве, - объясняет заместитель директора заповедника по науке Борис Туниев. - Тут располагаются уникальные для научных исследований объекты: самые низкие в Европе ледники, обширный карстовый массив со знаменитой пещерой "Парящая птица", самой высокой на всем пространстве бывшего СССР. Более 40 процентов местных растений вообще не имеют аналогов в мире, как нет аналогов и у высокогорной фауны. На Лагонаки, к примеру, обитают даже моллюски, что на подобных высотах нигде больше не встречается. И вот именно здесь правительство Адыгеи вознамерилось создать парк, где разрешены коммерческо-хозяйственная деятельность, а также строительство различных комплексов и дорог. Умелые крючкотворцы отыскали формальный повод для отторжения заповедных земель: "Они не до конца узаконены". Прокуратура республики поправила чиновников, указав: этот повод не легитимен. Для чего правительство Адыгеи затеяло весь этот процесс, который стал предметом судебных тяжб? Ответ звучит в постановлении правительства: "...необходимость создания горнолыжного комплекса, а также охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии Фишт-Оштенского массива и высокогорного плато Лагонаки".

Интерес чиновников понятен: раскрученные горные курорты - верный источник прибыли. Сегодня редкий регион на юге не мечтает обзавестись собственной "маленькой Швейцарии". На защиту Кавказского заповедника, помимо прокуратуры, встала общественность. В суд от имени Майкопского отделения Всероссийского общества охраны природы подан иск к правительству Адыгеи. Представителем истца выступил бывший директор заповедника Валерий Бриних. Именно ему в 2001 году удалось отбить первую попытку республиканских властей завладеть этими землями. Тогда его поддержали Арбитражный суд Северо-Кавказского округа и Высший арбитражный суд Российской Федерации. Между тем Управление министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Адыгея заняло, мягко говоря, странную позицию. По сути, оно не возражает против действий республиканских властей. "Зеленые" бьют тревогу и готовятся к крайним мерам. Уже объявлено, что если заповедные земли начнут изыматься, то "зеленая общественность" будет настаивать на внесении Кавказского биосферного заповедника  в список "Всемирное наследие в опасности". А это удар по престижу страны. Как считают ученые, очередной "накат" на Кавказский биосферный заповедник - это не больше и не меньше, как попытка обрушить все заповедное дело в России. Мол, по всей стране заинтересованные лица только и ждут - пройдет у адыгейских чиновников номер с изъятием земель или нет.

- "Да" послужит сигналом для других. - Все зависит от позиции Министерства природных ресурсов, - пояснил корреспонденту "РГ" Борис Туниев. - До недавнего времени мы получали от него какие-то странные предписания с призывами найти компромиссные решения. Но теперь из Москвы пошли другие указания: ни сантиметра никому не отдавать. Возможно, это связано с изменениями в самом министерстве. Тем не менее не исключено, что все это перерастет в длительную тяжбу. В любом случае такие вопросы решаются на федеральном уровне - это компетенция Правительства России.

Олег Галицких

Опубликовано 14 апреля 2004 года

источник: Газета "Российская газета"