"Мемориал" представил видеозапись, подтверждающую факт авианалета на хутор Ригахой в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Убийства и исчезновения мирных жителей, сопровождающие контртеррористическую операцию в Чечне, не позволяют говорить о нормализации ситуации  в республике. Об этом сообщил 20 апреля на пресс-конференции член Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. К преступлениям против чеченского населения по-прежнему причастны сотрудники федеральных сил, которые имеют доступ к использованию  военной техники и авиации. Причем информацию, ставшую достоянием гласности, официальные представители отрицают, не предъявляя доказательств обратного, отметил А.Черкасов.

"Мемориалу" стало известно о двух подобных случаях, которые произошли в начале текущего месяца. Так, 8 апреля в высокогорном селении Ригахой Веденского района Чечни от удара с воздуха погибла Майдат Дамаева и пятеро ее детей - четырех, трех, двух лет и близнецы девяти месяцев. Они находились в доме, когда с военных самолетов были пущены две бомбы. Одна из них упала на жилище Дамаевых, засыпав обломками находившихся там людей. Командование Военно-воздушных сил отрицает факт бомбардировки села: со ссылкой на прокуратуру сообщалось, что семья погибла от взрыва фугаса. То есть ответственность перекладывалась на самих погибших, якобы связанных с бандформированиями, пояснил А.Черкасов. Однако кадры, запечатлевшие эксгумацию тел и сделанные с согласия мужа М.Дамаевой, свидетельствуют об обратном: тела погибшей семьи оказались неповрежденными.

Как сообщил А.Черкасов, версия о бомбардировке этого здания или поражении его боевой ракетой подтверждается свидетельствами очевидцев - хозяина дома и его соседей, которые видели не менее двух самолетов, пролетавших над хутором и наносивших по нему удары с воздуха. "Я возвращался домой и видел, как надо мной пролетели самолеты и начали бомбить мой двор, дом и мое хозяйство, - говорит в камеру муж убитой Имар-Али Дамаев. - Они так низко пролетали надо мной, что я часто ложился в испуге на землю, а как только они пролетят мимо меня, я вскакивал и старался как можно быстрее добраться до семьи".

"По всей видимости, - сообщил А.Черкасов, - мы имеем дело с ошибкой пилота, однако руководство ВВС упорно отрицает сам факт совершения боевого вылета в этот день".

Второй случай произошел в тот же день, 8 апреля, в окрестностях села Сержень-Юрт Веденского района. Там были обнаружены девять убитых мужчин со следами пыток и признаками насильственной смерти. Восьмерых их них увели из села Дуба-Юрта в ночь на 27 марта, причем обстоятельства указывали на причастность к этому федеральных сил. (В частности, то, что некоторое время они содержались на военной базе на Ханкале.) Однако представители Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе обвинило в похищении и последующем убийстве сепаратистов.