Вооруженные банды и шантаж - единственный источник власти Абашидзе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Главная проблема, решение которой центральная власть поставила на повестку дня после встречи президента страны с Асланом Абашидзе, - это изъятие оружия у населения Аджарии. Оружие, которое местный клан годами целенаправленно раздавал аджарскому населению, остается главной опорой Абашидзе в его борьбе против центральной власти.

Если выход из тюрьмы Тенгиза Асанидзе был только первым сигналом, который должен был задать направление отношениям Аджарии и центра, то разоружение местного населения есть тот центральный вопрос, который придаст взаимным отношениям официальных Батуми и Тбилиси окончательное лицо.

В формуле планомерного, т.е. постепенного урегулирования аджарской проблемы большое значение придается парламентским выборам, так как поражение на этих выборах абашидзевской партии "Возрождение" поставило бы под сомнение легитимность аджарской власти. Но для Абашидзе легитимность никогда не была значимой ценностью, и, соответственно, потеря легитимности не ассоциируется у него с потерей власти. Разоружение же вооруженных формирований Абашидзе - это как раз то, что, напротив, прямо ассоциируется у него с потерей власти - ибо сегодня его власть опирается только на вооруженные банды и на шантаж о том, что всякая угроза его власти непременно приведет к кровопролитию. Это есть единственный фактор, который сегодня действует на пользу Абашидзе, в то время как все остальное - время, историческая закономерность, настрой населения и мирового сообщества - все работает против него.

Аджарский руководитель скрепя сердце пошел на уступки в таких вопросах, как выплата налогов в центральный бюджет или освобождение Асанидзе, тюремное заключение которого в течение многих лет было символом его неограниченной власти. Но оружие он не уступит никогда, ибо, в отличие от всего остального, разоружение означает для него такой принципиальный компромисс, который грозит потерей годами лелеемой им власти. А потерю власти уродливая психика аджарского лидера воспринимает как личную трагедию, позор и главное поражение его жизни.

Ясно, что какие бы серьезные гарантии не давал центр Аслану Абашидзе, он никогда не пойдет на уступки, тем более что в отличие от Шеварднадзе, ему нечего терять - его прошлое, в отличие от бывшего президента, ни к чему его не обязывает. Однако в данном случае более важный вопрос - это что сможет центр, что он противопоставит болезненному самолюбию Абашидзе, а главное - его вооружению. Вчера премьер-министр заявил, что разрабатывается несколько сценариев, но от рассказа воздержался.

Впрочем, и так ясно, что на первом же своем заседании новый парламент поставит вопрос о проведении внеочередных местных выборах в Аджарии, и, если Абашидзе помешает проведению этих выборов, тогда все мирные ресурсы будут исчерпаны и центральная власть оставит за собой право заявить, что настало время для силовых действий.

Эка Квеситадзе.

Опубликовано 14 апреля 2004 года.

Перевод - Российско-грузинский аналитический сайт www.pankisi.info.

источник: Газета "24 часа" (Тбилиси)