Провалившийся план. Батумская база теряет свою функцию для России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Некоторые оппоненты властей заявляют, что центр предпринимает поспешные шаги по отношению Аджарии, но почему он так торопится - об этом мало кто говорит. По одной из версий (уже неоднократно озвученной), влиятельные круги Запада заинтересованы в укреплении юрисдикции центральной власти на стратегическом морском побережье. Формула проста: нефть - американская, рынок - европейский, а Грузия в качестве транзитного коридора - среднее - можно сказать, главное - звено между этими двумя факторами. Поэтому западные круги хотели бы иметь дело с целостным стабильным государством. Этим и обусловлено участие международных сил в аджарских событиях. В Аджарии международные силы, прежде всего, сталкиваются с российскими интересами. Факт, что батумская военная база - один из важнейших стратегических объектов в кавказском регионе. Режим Аслана Абашидзе создавал Москве хорошие условия для осуществления далеко идущих планов, связанных с этой базой. Из дружбы московского мэра Юрия Лужкова с Асланом Абашидзе родилась идея открыть шоссейную магистраль Гюмри-Ахалкалаки-Батуми. После 1993 г., когда закрылась абхазская железная дорога, создание такой магистрали было важно, прежде всего, для связей с Арменией, а конкретнее, для снабжения военной базы в Гюмри. Вместе с тем Армения, кавказское государство - сателлит России, получала выход к морю. Фактически это была бы военная дорога, контролируемая Москвой.
После того, как в 1992 г. Россию заставили подписать Стамбульское соглашение, Москва обязалась закрыть четыре военные базы в Грузии, в том числе и батумскую. Но Кремль, владея политическими рычагами, ухитрился проигнорировать это международное обязательство. Именно таким рычагом стал для Москвы режим Аслана Абашидзе. И вот сейчас, когда абашидзевские власти готовы уйти с политической сцены, Москва остается с невыполненным соглашением. Притом, что и в Грузии, и на Западе потихоньку набирает темп кампания за закрытие военных баз. Как известно, совсем недавно, во время визита министра обороны Грузии Гелы Бежуашвили в Москву, была сформирована группа наблюдателей за процессом вывода этих баз из Грузии. Предполагается, что после ухода Аслана Абашидзе батумская база будет ликвидирована в кратчайшие сроки, а что дни его власти сочтены, видно невооруженным глазом. Вот поэтому российские СМИ уже заостряют внимание на том, что без магистрали Гюмри-Ахалкалаки-Батуми России нет смысла содержать эти изолированные друг от друга базы. Без батумской базы Ахалкалаки и Гюмри теряют свои функции. Русские говорят, что если Грузия перекроет все транспортные магистрали по направлению к Армении, на базу в Гюмри придется летать вертолетами, что будет связано с большими затратами. "Стоит ли снабжать Гюмри таким образом?" - ставят вопрос российские журналисты, что, в свою очередь, вызывает тревогу в Армении. С потерей политических рычагов в Аджарии русские теряют и военное влияние в Грузии. Эти процессы имеют для Армении большое значение, что хорошо видно по политическим событиям и настрою армянских журналистов. Например, в армянских СМИ началась своеобразная реклама двустороннего российско-армянского соглашения 1996 г., по которому российская военная база располагается на территории Армении сроком на 25 лет. При этом армянские журналисты даже пишут, что в случае необходимости армянские власти имеют право пересмотра этих сроков, но только с целью их продления. В этом контексте армянские СМИ говорят об опасности, исходящей со стороны Турции, и единственной гарантией защиты считают российские вооруженные силы. Не исключено, что армянский официоз получил из Москвы определенные сигналы, что в случае потери Грузии Кремль не сможет долго содержать базу в Гюмри, и это напугало Ереван. Может быть, именно такие сигналы и подтолкнули армянскую оппозицию, активизация которой в последнее время вызвана возможностью того, что Москве придется пересмотреть свою военную политику в Закавказье. Как бы то ни было, внешне это выглядит именно так: армянские события действительно совпали с грузинскими.
Можно сказать, что для русских батумская база не менее важна, чем гудаутская, в ликвидации которой они так клянутся. Более того - после окончания абхазской войны батумская база стала для Москвы приоритетней гудаутской. Открытая с помощью этой базы военная дорога принесла бы российским генералам и политикам не только политическое влияние, но и выгодный военный бизнес. Так что братство Юрия Лужкова и Аслана Абашидзе не ограничивалось проданными с коммерческими целями батумскими землями.
Итак, вопрос: должны ли центральные власти не спешить с решением аджарской проблемы или же должны (говоря словами оппонентов) предпринимать поспешные шаги? Сегодня уже ясно, что у западных спецслужб давно есть ответ на этот вопрос.
Лаша Андриадзе
Опубликовано 9 марта 2004 года
Перевод - веб-сайт "Pankisi.info"